Новости

Страницы: Пред. 1 2
RSS
Цдака (пожертвование)
 
Цитата
Роберт пишет:
Если все же есть сомнения, то лучше помогать адресно, конкретному нуждающемуся еврею или конкретной организции
Только еврею? А нееврею что в последнюю очередь?
Цитата
Роберт пишет:
Но опять таки у евреев...
Я вообще-то нееврей...
 
Цитата
Роберт пишет:
Вы не в ответе за чужое решение. Главное, чтобы Ваши намерения были благими.
А вот в этом полностью согласен с вами!  :)
 
Цитата

Если все же есть сомнения, то лучше помогать адресно, конкретному нуждающемуся еврею или конкретной организции
Цитата
Только еврею? А нееврею что в последнюю очередь?
Вот тут и есть проблема.
Евреи не в ответе за неевреев. Помогать нееврею для еврея благо только в том случае, если нееврею угрожает опасность жизни, и нет никаких иных способов ему помочь (читай нет нееврея, который может помоч). Тогда еврей может (а иногда обязан) помочь нееврею. Помощь деньгами еврейская традиция рассматривает как крайний случай. Вместо того, чтобы отдать улов, лучше отдать удочку, чтобы человек мог наловить столько рыбы, сколько ему нужно.

Давать цдаку - это самостояттельная мицва, без связи того, кому конкретно будет оказана помощь. Как это не покажется странным, Бней Ноах при прочих равных должен сначала думать о еврее, а потом о ноахиде. Ибо еврейское бремя тяжее. И ноахид это знает (должен знать и понимать, почему так).

Чтобы не вступать в подобные конфликты и рекомендуется ноахидам создавать свои общины, свои фонды помощи, назначать своих распорядителей такими фондами. Чтобы уже целенаправленно помогать другим ноахидам.

Когда цдака дается в синагогу, она часто расходуется и на неевреев. Например, из собранных средств оплачивает работа в самой синагоге, издание брошюр, газет, книг. Эти работы в большинстве случаев выполняют светские (нерелигиозные и нееврейские) организации. Т.ч. неевреи получают деньги от евреев.
Цитата
Я вообще-то нееврей...
Традиция давать цдаку - еврейская. У ноахидов есть два варианта

1. Опираясь на правила пожертований, создать свои институты управления ими.
2. Полностью положиться на еврейские институты управления пожертвованиями.

В первом случае можно быть уверенным, что помощь будет достигать ноахидов в первую очередь, в необходимом и возможном объеме.

Поскольку сама традиция не ограничивает давать пожертвования всегда в организацию (фонд, синагогу), то ноахид может выбрать такую форму реализации заповеди, чтобы не чувствовать "лишнего" груза ответственности.

Формально как бы ноахид не в ответе за другого ноахида. Не тповеления, но нет и запрета. Это значит, что своим выбором ноахид может (я думаю, что даже это будет рассмотрено как благо) создать такие правила совместного ноахидского сосуществования, чтобы заботится друг о друге. И тогда еврейские принципы можно адаптировать и в ноахидском обществе.
Если не указано иное, в сообщение отражена личная точка зрения. Полагаясь на нее, Вы можете находиться в том же заблуждении, что и я.
__
http://kashrut4all.ru - Кашрут и еврейская кухня
http://rainbowsparks.ru - Этический монотеизм. Тора для всех
 
Шалом хавериму
насколько я знаю цдака не традиция - А МИЦВА - 10-20% ОТ ДОХОДА ДЛЯ ЕВРЕЕВ. ДЛЯ НЕЕВРЕЕВ КОНЕЧНО ХОРОШО ЕСЛИ И ОНИ ЕТО ДЕЛАЮТ РЕГУЛЯРНО!

Удача и пусть Б-г помогает всем прамодушным!
 
Цитата
vencislav пишет:
Шалом хавериму

насколько я знаю цдака не традиция - А МИЦВА - 10-20% ОТ ДОХОДА ДЛЯ ЕВРЕЕВ. ДЛЯ НЕЕВРЕЕВ КОНЕЧНО ХОРОШО ЕСЛИ И ОНИ ЕТО ДЕЛАЮТ РЕГУЛЯРНО!
А я думал, что 10-20% - это заповедь о маасер. И с цдакой путать не надо. Вообще я думаю нужно разделять пожертвования как таковые, цдаку и маасер. Маасер - сугубо еврейская заповедь, которая неразрывно связана со служениями в Храме. Цдака, хоть и еврейская заповедь, но строгой величиной не определена (есть что-то про минимум, но в наше время это трудно высчитать в валюте разных стран). Для БН желательно давать цдаку, но не как обязательный элемент соблюдения заповедей. А делать пожертвования на различные нужды - вообще сугубо личное дело. В каких-то случаях пожертвования можно приравнять к цдаке, а в каких-то нет. Но с маасером путать точно нельзя. И у ноахитов нет обязанности отделять маасер, т.к. нет обязанностей служения в Храме.
Если не указано иное, в сообщение отражена личная точка зрения. Полагаясь на нее, Вы можете находиться в том же заблуждении, что и я.
__
http://kashrut4all.ru - Кашрут и еврейская кухня
http://rainbowsparks.ru - Этический монотеизм. Тора для всех
 
Вот подробнейшая информация про цдаку и маасер от рава Ури Суперфина:

Цитата
ЗАКОНЫ ЦДАКИ И МААСЭР.
(обработанный мною конспект реб Давида Дуна с моих же уроков)

1) маасэр от заработка - это обычай, принятый в еврейском народе. Есть, однако, мнения, что это заповедь из Торы или постановление мудрецов.

2) Цдака - повелительная заповедь из Торы. Важно и само действие (поддержка бедняка) и результат - чтобы он "жил с тобой" (Ваикра 25:36). То есть, имел бы свой прожиточный минимум.

3) Лучшее исполнение заповеди цдаки — через отдачу 20% от получаемого дохода (причем, по мнению Виленского Гаона, это обязанность, и тот, кто так не делает, нарушает каждую минуту и не выполняет повелительную заповедь). Учится из того, что Яков сказал два раза "десятая часть" в своем обете Всевышнему (Бр. 28:22).

4) Законы цдаки изложены в ША, Йоре Деа, 249 глава и в книге Хафец Хаима, «Ахават Хэсед» (18-19 главы).

5) Первый уровень выполнения заповеди цдаки, как было сказано, - 20%. Больше 20%, по Рамо, нельзя отделять (чтобы сам не стал «клиентом» цдаки), а по мнению ША — можно; однако, если есть какая-то угроза для жизни - практически обязанность давать в том числе и больше 20% (если нужно). Лучше давать двумя частями - по 10% и 10%.

6) Второй уровень выполнения заповеди цдаки - это маасэр - 10%.

7) Минимальный уровень - это «шлишит а-шекель» (треть серебряного шекеля - около 1 доллара) в год. «Мидат хасидут» (достойное, но не обязательное, по букве закона, поведение) - 1,5 золотых (около 50 долларов) в год. Однократное подаяние - нет минимальной границы для подаяния бедным.

8) Кто должен быть получателем цдаки? В порядке предпочтительности, если бедный: а) родители; б) родители жены; в) свои дети (старше 6 лет) - если ты кормишь/одеваешь ребенка старше 6 лет, то это исполнение заповеди цдаки и надо иметь это в виду при исполнении; г) остальные родственники (чем ближе, тем лучше); д) бедняки твоего города; е) бедняки земли Израиля; ж) остальные бедняки.

9) Бедняки - кто это?

В цдаке определяющим является не просто финансовая нужда, а недостаток в какой-то потребности человека (например, был у человека водитель, и теперь он обеднел, и водителя больше нет; надо восполнить ему этот недостаток, а если он излишек денег просто в банк клал, и это пропало, - не нужно восполнять).

10) Причем, лучше давать "в разные корзины" - распределять по разным беднякам. Так советует Рамбам.

11) Группы, которым надо давать (при этом приоритет у классификации в п.8).

а) Выкуп пленных (если есть опасность для их жизни, даже превышает обязанность помощи родителям). Ремарка: по некоторым мнениям, у еврея нет проблем давать взятки неевреям (даже судьям - так как они заранее к евреям относятся плохо - и надо уравновесить).
б) Больные люди, голодающие.
в) Интенсивно занимающиеся Торой (либо самостоятельно достигает больших успехов, либо учит в группе Тору).
(Женщину надо одеть раньше, чем мужчину, а накормить - раньше мужчину. Часто бедная женщина имеет преимущество перед мужчиной - она более несчастна, когда бедна).

12) Бедняку надо давать хоть сколько-нибудь, любому и всегда.

13) Давая цдаку, важно говорить «бли-недер» («это не становится для меня обетом»), желательно при каждом отделении денег (а если дал 3 раза кому-то, не сказав, скорее всего, нужна «атарат недарим», если хочешь теперь давать не ему или давать меньше).

Маасэр

1) Отделять маасэр - обычай, однако за выполнение этого обычая Всевышний обещал награду (в пророках - "испытайте меня этим", Малахи 3:10-13)

2) Маасэр - это разновидность цдаки (но не заповедь из Торы - маасэр ани). Однако, если делаешь (три раза и больше) и не говоришь «бли недер» — придется делать расторжение обета. Также если родители отделяли маасэр, сын должен продолжать дела отцов.

3) Если задерживает маасэр (когда знает, кому, и есть деньги, чтобы дать), по Рамбаму, тоже считается нарушением.

4) Нет практики заставлять давать маасэр (в отличие от цдаки, которую раньше заставляли давать, хотя бы минимум).

5) Тот, кто дает деньги именно как маасэр, - выше, чем тот, который дает цдаку (+ у него еще есть гарантия Всевышнего).

6) Для выполнения обещания желательно давать ровно десятую часть; соответственно, можно поставить условие, что, если отделил большее маасера, то пусть считается цдакой.

7) Важен также момент отделения маасера, а не только его передача.

8) Надо отделять маасэр «бли недер», распределять его тоже «бли недер» и ставить условие, что, пока деньги не достигли адресата, они просто деньги, а не маасэр (чтобы не нарушать условия "не задержи").

От чего отделять маасэр

1) Надо отделять маасэр и от керен (достояние) и от ревах (доход). Пример реваха: выигрыш в лотерею, подарки на свадьбу – то есть, не постоянный (регулярный) доход, а однократное поступление (возможно, крупное).

2) От всех доходов (зарплаты и т.п.), а также от находок отделяется маасэр – в том числе и от не денежных.

3) Однако для случаев подарков (не денежных) – многие разрешают не отделять (в т. числе, Хазон Иш), а также в случае если денежные подарки подарили на какую-то определенную цель (особенно, если человек четко сказал, что все деньги должны уйти на подарок). Но, по всем мнениям, если нет своих денег на маасэр от вещевого подарка, то в долг брать не обязан. Если все-таки решил отделить, вычисляет от магазинной стоимости подарка.

4) Если человека просто делают посредником для покупки вещи, то деньги не его, и отделять не надо. Если деньги дают на мицву, то все-таки лучше отделить (однако р. Эльяшив разрешает не отделять). Если дают человеку ланч, а он берет деньгами, от этого вычислять стоимость и отделять - не надо (так как это замена подарка).

5) Если родители помогают детям. Если из своего обычного дохода выделяют (а не из маасера) – то есть мнение, по которому детям можно не отделять (так как детям эти деньги целевым образом идут на улучшение их жизни).

6) Если потерял/украли деньги – то, когда нашел, лучше отделить от найденной суммы маасэр.

7) От наследства денежного – отделять нужно, а от вещевого, по многим мнениям, - нет.

8) От квартир, земельных участков – не отделяют обычно, кроме как в случае, когда квартиру продают и получают деньги «надолго» (а не обменивают, т.е. не покупают сразу другую).

9) Человеку оставили в наследство маасэр (сумму, которую покойный просто не успел раздать, например) - обязан раздать, однако может выбирать, кому.

10) Средства в банке: если проценты - единственный источник дохода на жизнь, можно не отделять. Но надо вычитать инфляцию по самым необходимым товарам (продовольствие, в основном). Если долгосрочный вклад - делаем подсчеты регулярно (но отдаем, когда получим).

11) Курсовые разницы (если храню деньги в долларах, например) - не нужно отделять от этого дохода.

12) Акции: пока не продал, ничего не отделяет, когда продал, - отделяет. Если есть разные акции - некоторые упали, некоторые выросли - сальдирование доходов/расходов - это вопрос (не факт, что можно).

13) Лотереи - отделяют от чистого дохода (после налогов).

14) Вещь, на которую сделал эфкер, а потом снова понадобилась (и он взял ее, как ничейную) - спор, нужно ли отделять маасэр.

15) Пособия на детей (и другие) - регулярный доход, нужно отделять маасэр (кроме случая, когда это человек откладывает на детей), компенсация — возможно, и не нужно.

16) Зарплата - от чистого дохода, "получаемого на руки", - нужно отделять.

Общий принцип вышеприведенных примеров: является ли доходом с точки зрения восприятия людей. Если является, то отделяем маасэр, если нет, - нет.

17) Выплаты, которые обусловлены моими действиями (например, компенсации, увеличенная пенсия и т. п., обусловленная теми отчислениями, которые мы делаем в фонд соцстрах и т.п.) не подпадают под маасэр.

18) Разовые компенсации - не подпадают под маасэр (например, выплата по страховке). Компенсация при увольнении, однако, требует отделения (так как по сути это зарплата). И компенсация по инвалидности - если нельзя вылечить, отделяем, а если можно вылечить, не отделяем. Т.е. общее правило - не отделяем от прямых компенсаций (а если, скажем, подарок или компенсация наследникам — отделяем).

19) Оплата еды работодателем - как целевой подарок, не отделяем.

20) От сэкономленного (в отличие от заработанного) не отделяют маасэр. Однако от сэкономленного на обязательных платежах (например, компенсация за арендную квартиру или за медстраховку, которую и так бы делал) отделяют.

21) Беспроцентный кредит - не рассматриваем вмененный доход для целей маасера.

22) Проценты по долгу выданному еврею (с нарушением) - должен вернуть, маасэр отделять не должен. Однако, если вернуть не может (человек умер, нет наследников) - маасэр отделяет. Но рибит дерабанан, в принципе, возвращать не обязан; соответственно, и маасэр должен отделить (но это все-таки не консенсус).

23) От квартиры при продаже — отделет только от роста стоимости. От подаренной квартиры маасэр отделять не нужно (мнение р. Вознера).

24) Прощение долга — спор авторитетов, нужно ли отделять маасэр.

25) Если была какая-то неизбежная потеря (например, деньги должно было залить кислотой, а он их спас; это как бы заработал), есть мнения, что надо отделить.

26) От алиментов нужно отделять маасэр, по большинству мнений.

27) От украденной у человека зарплаты, по мнению р. Эльяшива, все равно должен отделять маасэр.

Люди, которые обязаны отделять маассер

1) Человек должен иметь необходимый набор мебели и бытовой техники, одежды и еды, деньги для расходов на транспорт, счета за квартиру, расходы на арендную плату/ипотечный кредит. То есть, если человеку после отделения маасера не будет хватать на необходимые вещи (обозначенные выше) и он вынужден будет прибегать к помощи других, он не обязан отделять маасэр. Расходы на автомобиль, возможно, не входят в "необходимый минимум".

2) Пособие ешиботнику/студенту от родителей - есть мнение, что не обязан (р. Эльяшив), а р. Ойербах считал, что обязан.

3) Приучение к отделению маасера - ближе к бар мицве, от подарков без целевого назначения.

4) Жена: без разрешения мужа может отделять только небольшой маасэр (остальной - должна спрашивать у мужа).

5) Если взял кредит не на самое необходимое (например, не на квартиру), и не хватает на маасэр, то обязан долги отдавать, конечно, но по маасеру записывает долг.
6) Если сын живет на средства отца (фактически на подарки), то он не обязан отделять маасэр, по букве закона.

Методика расчета маасера

1) Лучше всегда вести "блокнот" по маасеру.

2) Если человек дает больше маасера, то лучше оговаривать, что "превышение маасера" считается цдакой.

3) Наемный работник отделяет от суммы заработка, полученного на руки.

4) Есть нюанс (мнение «Хават Яир»): если возникают форс-мажорные расходы (например, попал колесом в яму), то их можно вычитать из доходов, облагаемых маасером. Суть - у человека есть как бы бизнес со Всевышним: человек дает маасэр, а Всевышний помогает в жизни.

Отчетные периоды для маасера

1) Необязательно сразу отделять маасэр - делается период для отделения.

2) Смысл существования периодов для отделения маасера в том, что доходы в предыдущих периодах для целей расчета маасера не уменьшаются на величину расходов в следующем отчетном периоде.

3) Если человек получил в качестве оплаты чек (или вексель), то он может принять его к расчету маасера в периоде, когда он должен быть оплачен, либо может принять в текущем периоде, но с дисконтом в соответствии с возможной ценой продажи данного чека/векселя.

4) Есть мнение, по которому, если отдал лишнего в маасэр в одном месяце, может уменьшить маасэр другого месяца.

5) Если отложил деньги на маасэр (при этом их заранее объявлять маасером не надо, как уже говорилось), но подвернулась выгодная покупка, теоретически, может отдать из маасера, но должен быть готов занять у других, если подвернется подходящий бедняк для отдачи маасера.

Кому раздаем маасэр.

1) Может отдавать маасэр вещами и даже услугами, причем, для вещей критерий возможности зачесть стоимость в маасэр - их необходимость для бедного, для услуг - необходимость и готовность заплатить за эту услугу (если организация пользует человека бесплатно и нет очереди, он может вычитать из маасера стоимость своих услуг).

2) Можно сдать бедному квартиру со скидкой - и это засчитать в цдаку (скидка считается от рыночной цены, по которой точно можно сдать эту квартиру.

3) Почему на заповедь цдаки не говорят браху? Потому что принимающий бедняк может отказаться.

4) Подарок «на время» не считается маасером.

5) Дающий не имеет права ставить условия получателю при выделении денежного маасера.

6) Есть мнение, что, если бедняк потерял деньги маасера, нужно отделять заново.

Ответственность за деньги маасера.

1) Если "проел" деньги маасера - должен возмещать (мнение Хатам Софера, неоднозначное). Важен момент отделения маасера - отделил, а то чтобы дошел - не самое главное. Соответственно, по мнению Ташбеца, ответственности за доставку маасера после его отделения нет.

2) Человек на деньги маасера купил товар, чтобы передать его бедняку, а тот бы перепродал его с выгодой. Однако товар пропал. Не должен заново отделять. Но если он купил товар для своих нужд на деньги маасера, и тот пропал, должен заново отделить маасэр.

3) Если человек потерял записи маасера за последний год, - берет по максимальному взносу.

4) Если смешались деньги маасера и другие, рассчитывает по последнему взносу.

5) Существует два принципиальных подхода к маасеру: первый - просто как к обычаю, и тогда в случае сомнений можно облегчать, а второй - как к сделке со Всевышним (Который обещал тем, кто отделяет маасэр, материальное благополучие), - и тогда следует устрожить и четко смотреть, чтобы был маасэр был отдан именно беднякам.

6) Если не подвернулись подходящие бедняки, можно, пока их нет, вложить деньги маасера (если он назвал их таковыми) во что-то очень выгодное. Беднякам прямая польза.

7) Чтобы инвестировать ради бедняков, должно выполняться два условия: часть денег должна быть несгораема (быть в наличности, например), и инвестор должен быть готов возместить беднякам убытки в пределах суммы маасера.

Одалживать деньги маасера.

1) Можно и даже хорошо одалживать деньги маасера (например, сделать благотворительную кассу («гмах») из денег маасера). И можно даже не денежный гмах (например, гмах инструментов), но в гмах лучше отдавать не больше половины.

2) И если есть два бедняка, один из которых готов брать только в долг, а другой - только в подарок, нет у одного преимущества перед другим.

3) Можно дать из своих средств (в долг или безвозмездно) с условием, что даешь в счет будущего маасера.

4) Если отделил от зарплаты, которой еще не было (будущий маасэр), и к моменту зарплаты бедный стал богатым, это проблема: задним числом маасэр перестает быть таковым.

5) И еще - дал бедняку в долг обычные, немаасерные, деньги (без условий), потом хочет засчитать (т. е. вычесть) из денег маасера: для этого надо согласие бедняка. Однако, если дал в долг маасерные деньги и есть реальная возможность получить их назад, то может вычесть из маасера без согласия бедняков. Но если реальной возможности стребовать нет, то вычесть из маасера не может.

6) Поставил условие: если должник не отдаст одолженные деньги, то он вычтет деньги из маасера, - так как мы предполагаем, что (презумпция невиновности) человек не отдает только потому, что не в состоянии, значит, он обеднел, и ему положен маасэр!

7) Можно покрыть банковские проценты нуждающегося из средств маасера.

8) С «хомешем» (пятая часть зработка) более легкие правила: даже если дал в долг богатому.

9) Одалживает из банка под проценты, чтобы помочь бедняку, - может вычитать проценты по банковскому кредиту из маасера (в размере упущенной выгоды по-сравнению с альтернативным использованием).

В какой очередности положен маасэр (предпочтительность).

1) Изначально маасэр должен идти беднякам.

2) Если человек сам бедный и ему не хватает на основные потребности, то он сам первый претендент на свой маасэр. Когда прожиточный минимум для человека превышается, то надо посмотреть, насколько: если после вычитания из суммы 10% остается меньше прожиточного минимума, то вовне идет только сумма, превышающая прожиточный минимум.

3) Если есть родственник и есть просто бедный - причем у родственника потребность менее основная (например, холодильник), а бедный, например, не ел пару дней (нет опасности для жизни), - то все равно нужно помочь родственнику (так как у потребность у родственника также подходящая для маасера)!

4) Родственниками считаются люди до такой степени, на которых нельзя жениться по алахе.

Порядок между родственниками - как в цдаке. При этом между родственниками - если у другого потребности сильнее, хотя он чуть более дальний - надо ему помогать.

5) Степень соблюдения особенного значения не играет.

6) Изучающие Тору имеют предпочтение, но только если они живут в том же городе, иначе есть мнение что предпочтения нет.
7) При прочих равных данных, коэн имеет предпочтение. Уровни предпочтения с т. зрения родословной: коэн, леви, исроэль (по маме и по папе), халаль, штуки (непонятно, что с родословной - например, еврей только по маме), асуфи (найденный ребенок), мамзер, гивоняне, герим, освобожденный раб.
Ремарка: «бней нида» (при зачатии мама была ритуально нечиста) - ухудшает родословную.

8) Вопрос: если есть мудрец-мамзер, он предпочтительнее коэна ам-арца, однако, если есть просто еврей "делающий добрые дела" и "грубый" коэн, - это спор, кто предпочтительнее.

9) При этом нужда важнее родословной, т.е. голодному геру помочь важнее, чем раздетому коэну (но это надо все смотреть индивидуально). Страдающий предпочтительнее менее страдающего (например, слепой наиболее предпочтителен был раньше, когда не было ни звучащих светофоров, ни собак-поводырей и т. п., но сейчас мы не смотрим непосредственно на недостаток, а смотрим насколько человек действительно страдает).

10) Мудрец выше родословной. А богобоязненность (человек не нарушающий запретительные заповеди), по некоторым мнениям, даже выше мудреца. Соответственно, соблюдающий в приоритете к не соблюдающему.

11) Сирота и вдова также имеют преимущество. Возраст для сироты - нет четкого критерия (важна социальная адаптированость).

12) Женщина считается более нуждающейся, чем мужчина (и приоритет над родословной).

13) Помощь группе людей (например, коллелю) имеет преимущество перед помощью одному человеку (и вообще цдаку лучше делить на несколько частей).

14) Даже если предпочтительное направление, все равно нужно делить и давать другим, несмотря на то, что другие менее предпочтительны ("Ор Заруа"), так как ты можешь неправильно оценить обстоятельства тех, кому ты даешь. Например, половину распределять по предпочтениям, а половину - давать вне списка.

15) И если бедняк захватил(!) сам деньги - нельзя у него истребовать.

Ситуации

1) Когда человек помогает кому-то, он не обязан сообщать последнему, что помощь идет из средств маасера.

2) В принципе, не обязан проверять, на что бедняк тратит деньги (с т. зрения заповеди цдаки, однако с т. зрения обычая маасера, если все-таки человек скорее всего потратит на ненадлежащее вещи (игровые автоматы, например,), возможно, нельзя ему подавать). Также есть вопрос насчет помощи наркоману "на дозу"; возможно, это близко к потребности еды.

3) Детей после 6 лет не обязаны кормить, поэтому, соответственно, можно формально помогать ребенку старше 6 лет на самое необходимое (еду, одежду, хедер) из средств маасера.

4) Р. Файнштейн разрешал трату маасера на святые книги, которые будут предоставляться другим для чтения. Но при этом он говорит, что на наших детей маасэр на распространяется (границы обязанности расширились).
Критерий по поводу траты: если ты не можешь эти деньги не потратить (как например, на детей небольшого возраста старше 6 лет), - не можешь давать на эти потребности из средств маасера (так как это получается для своего удовольствия) - мнение р. Хазон Иша. А р. Вознер подходит по формальным признакам - как указано в п. 3.

5) Вопрос по отделению маасера от сумм к выплате по ипотечному кредиту в случае, если выплата существенно превышает стоимость аренды квартиры.

6) Вопрос, можно ли вычитать из базы для маасера деньги на свадьбу (организация трапезы и т. п.); возможно, разрешено вычесть сумму превышения над минимальной обязанностью (миньян + трапеза), если сам не хочет делать.

7) Выше - о своей свадьбе, а если свадьба детей - можно вычитать (даже если в принципе есть свободные деньги). И даже расходы на квартиру (съем / покупку) для детей - вычитаются из маасера. Естественно, когда дети сами не могут. И даже вычитаются, если расходы превышают минимально возможный стандарт.
Однако вычитать можно только когда это добровольные расходы, а если обязательное условие для свадьбы - тогда не может вычитать (обязательства не только перед семьей невесты, но и любые высказанные отцом обязательства в отношении свадьбы).
Однако если в последнем случае - нет других источников - все-таки может брать. И еще момент. Если расходы превышают стандартные (вопрос - минимум или средние?), тогда можно вычитать из маасера только если они очень требуются, чтобы не поссориться с родственниками невесты. Но надо отметить, что те расходы, которые меньше стандартных (минимально принятых в данной общине), - нельзя вычитать из маасера, так как это обязанность.

8) И, например, можно брать из маасера, если хочешь купить квартиру более близко к религиозному району или дать квартиру в приданное, чтобы найти более "качественного" авреха.

9) Например, плату за шидух - нельзя взять из маасера, так как платить за работу - абсолютная обязанность.

10) И проблемно брать из маасера на свадебные расходы сильно заранее (когда непонятно будет или нет). Но многие разрешают откладывать из маасера, когда детям уже 16-17 лет (а р. Вознер - когда мальчикам/девочкам 12-11 лет). И это не только по отношению к родителям/детям, но и к братьям/сестрам (например, старший брат может откладывать часть на свадьбу младшего).

11) И говорится в Кицур ША, что можно вычитать из базы для маасера расходы на "нужды дома" (еду, необходимую одежду, электричество). И хотя большинство современных авторитетов не разрешают это, однако Кицур ША и Циц Элиэзер так считают, и их мнение легитимно. И уж точно разрешают вычесть на холодильник и т.п. из базы маасера. И р. Ойербах разрешал вычитать расходы на мед. страховку из базы для исчисления маасера.

12) Есть те, кто разрешает вычитать расходы на няню из маасера (если зарплата жены больше расходов на няню).
Работа это как бизнес - если что-то нужно обязательно для нее (например, костюм хороший или машина) и без этого никак - тоже можно вычитать из базы для маасера.

13) Налоги Талмуд называет «цдакой», однако ТаЗ объясняет, что это не уменьшает все-таки маасэр (так как платеж обязательный).

14) Налоги (подушные - привязанные к человеку, дому - одним словом, не привязанные напрямую к доходу) не уменьшают базу для маасера, это просто как долг гос-ву.

15) НДС — просто часть стоимости товара, не уменьшает базу для маасера.

16) Подоходный налог - основное мнение, что уменьшает базу для маасера (однако некоторые говорят, что тот, кто отделит, удостоится благословения).

17) Есть мнение (Минхат Ицхак), что если у человека доходы "впритык", - все налоги вычитает из базы маасера.

18) Если в квартире никто не живет (ни сам, ни в аренду), то расходы на нее можно вычитать из базы маасера (так как это чистый убыток). Если квартиру сдают, то переменные расходы (типа электричества) можно вычитать из доходов, а расходы постоянные (типа на охрану) - вычитаются из базы для маасера, только если квартира изначально покупалась для бизнеса (или хотя бы была мысль, что может стать бизнесом).

19) Добровольная мед. страховка - есть разные мнения по поводу возможности вычитания из маасера (но есть, на чье мнение положиться при разрешении), страховка на дом — есть, на чье мнение положиться при разрешении вычитать из базы маасера.

20) Выплаты по страховке - если просто восполнение ущерба, тогда не облагается, а если какой-то моральный вред и т.п. - то нет (считается доходом). Доплаты гос-ва до минимального уровня доходов считаются доходом и не вычитаются из маасера.

Расходы маасера.

1) 249 глава Йоре деа. По умолчанию маасэр идет на бедняков.

2) Если подвернулась ему мицва, которую он бы не выполнил, не имея денег маасера, - по многим мнениям, можно дать из маасера (и даже без дополнительных условий). Хорошо проговаривать при подсчете, что идет не на бедняков.

3) Пока человек не говорил явно, что он отделяет все на бедняков - не становится недером. И даже если дает какому-то конкретному бедняку (но это не единственный бедняк) - тогда есть мнение, что можно перестать ему давать без расторжения обета.

4) Написание свитка Торы - в прицнипе возможно и можно разрешить - так как, по мнению РоШа, можно покупкой книг исполнить эту заповедь, и, соответственно, покупка свитка Торы у софера — устрожение.

5) Можно оплачивать обучение Торе людям, которые так бы не оплатили. А также сопутствующие расходы оплачиваются (если они необходимы для изучения Торы) из маасера.

6) Договор Иссахар - Звулун - есть мнения, что можно оплачивать из маасера, так как это на самом деле не совсем бизнес.
7) Помощь аврехам, которые не бедняки - пограничный случай (чтобы они только учились, а не работали). Есть мнение, что можно дать только из «хомеша» (а не маасера), но есть и разрешающее.

8) Посетить своего учителя в праздники (3 раза в году) - это обычай, но не обязанность — соответственно, можно из маасера деньги на дорогу брать.

9) Помощь коллелю/ешиве: нормально, когда деньги маасера идут на аврехим, еду, электричество (первичные потребности, связанные с изучением Торы), но не очень хорошо, когда деньги маасера идут на "вторичные потребности", не обязательные для изучения Торы (охранник, мусорные пакеты и т.п.). Это может быть из «хомеша» или других средств маасера, дохода. Лучше оговаривать, когда даешь, на что даешь. Лучше всего - на з/п аврехам. Как минимум должен быть простор для сомнения, на что идут твои деньги.

Случай кредита на квартиру

10) С той суммы, которую стоит съем такой квартиры, маасэр не берем (т. е. вычитаем из базы для вычисления маасера стоимость съема квартиры), а с суммы превышения выплат по кредиту над суммой арендного платежа - берем.

11) Заселение земли Израиля - есть мнения запрещающие и разрешающие брать на это деньги маасера (но в любом случае расходы, которые бы и так были - типа на еду и т. п. - не вычитаем из маасера).
Поездки туристические (даже на каждый из шалош регалим) - нельзя вычитать.

12) Тфилин для сына на бар мицву - нельзя на деньги маасера - так как это обязанность отца.

13) Купить место для захоронения другому - очень хорошее использование маасера.

14) Трапезы праздничные - так как это обязанность, обычно нельзя (но если расходы на какие-то стандартные трапезы в новом месте превышают стандартный уровень расходов в старом месте - дельту можно разрешить вычесть из маасера).

15) Есть мнение, позволяющее купить кошерную еду для евреев, которые сами не купят, из средств маасера.

16) Хотя возврат долга — это, в принципе, мицва, а не обязанность (но все-таки несколько больше обязанность), нельзя брать из маасера.

17) Книги - случай покупки для себя и других (другие могут и сами купить); для себя и других (другие не могут сами купить); покупка изначально для синагоги.

В 1-м случае тяжело разрешить, но все-таки есть разрешающие мнения (но надо сделать запись и при этом только если других денег, кроме маасерных, нет).
Во 2-м случае (домашняя библиотека) - можно брать из средств маасера.
3-й вариант - можно делать из средств маасера лехатхила.

Можно также тратить деньги маасера на выпуск книг (наверное, не во всех случаях): это приумножение Торы в народе Израиля.
Страницы: Пред. 1 2
Читают тему (гостей: 3)