Под заповедью о запрете Б-гохульства понимается запрет проклинать Его имя - любое из имен, которыми принято называть Б-га на любом из языков. Смысл этого запрета заключается в том, что человек должен покорно и с благодарностью принимать все происходящее в его жизни и помнить, что Ашем милосерден и долготерпелив. Его провидение никогда не оставляет никого из нас. Он Один направляет и поддерживает нас, и каждая мелочь в нашей жизни - это часть Его особого замысла в отношении каждого из нас. И если что-то идет не так, как нам хотелось бы - необходимо ясно понимать, что на то воля Ашема, и у Него есть серьезные причины, по которым все должно быть именно так, а не иначе, и это для нашего же добра.
Это первая из семи заповедей, но, фактически - это самый первый запрет. Именно с него Талмуд начинает обсуждать семь законов потомков Ноаха, располагая его впереди всех остальных заповедей. Возможно - потому, что этот запрет подразумевает не просто признание Всевышнего (как это подразумевается запретом идолопоклонства), но и полную и абсолютную покорность человека Его воле, как это и видно из предыдущего абзаца. И тогда становится ясно, почему запрет Б-гохульства предшествует куда более, на первый взгляд, актуальной заповеди - запрету идолопоклонства. Ведь даже РАМБАМ в своем монументальном труде "Мишнэ Тора" помещает законы о Б-гохульстве в раздел об идолопоклонстве, говоря, что и то и другое является отрицанием основ мироздания и жизни.
Итак, обратимся к Вавилонскому Талмуду. Что он рассказывает нам об этом фундаментальном запрете (Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 56а):
"Учат мудрецы: к чему сказано в Писании - всякий человек (написано применительно к запрету Б-гохульства (Ваикра 24:15): Всякий человек, проклявший Б-га своего, понесет грех свой - комм. РАШИ)? Чтобы включить сюда народы мира, которым следует остерегаться Б-гохульства так же, как в этом заповедано Израилю."
Как в этом заповедано Израилю (Свод религиозных законов "Мишнэ Тора", Законы идолопоклонства 2:8 - Маймонид (РАМБАМ)):
"Предостережение о Б-гохульстве следует из Торы, как сказано (Шмот 22:27): Б-га не проклинай. Каждый раз, когда в суде слушается дело о Б-гохульстве - при опросе свидетелей употребляется иносказание типа "Да поразит Йосе Йосе" (один из примеров проклятия, где "Йосе" заменяет произнесенные Б-гохульником имена Всевышнего - прим. автора). По окончании следствия всех присутствующих просят выйти, а самого уважаемого из свидетелей просят произнести буквально то, что он слышал. Он произносит [...], второй же свидетель говорит: я слышал то же, что и он. А если свидетелей много, каждый из них должен сказать: я слышал то же самое."
Абзацем ранее РАМБАМ пишет (Свод религиозных законов "Мишнэ Тора", Законы идолопоклонства 2:7):
"Б-гохульник присуждается к смертной казни через сбрасывание на камни только в том случае, если он произнес особое четырехбуквенное имя Б-га и проклял это имя одним из нестираемых имен, поскольку сказано (Ваикра 24:16): А оскорбляющий Имя Г-спода, смерти да будет предан, камнями забросает его все общество, как гер (обратившийся в иудаизм - перевод с библейского) так и житель страны (еврей - прим. автора), оскорблявший Имя, смерти будет предан. За особое Имя - смертная казнь, за нарицательные имена - только предостережение, что это запрещено."
Теперь необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что в Библии можно найти огромное множество имен, которыми назван Всевышний. Все они подразделяются на две группы. Так называемое особое четырехбуквенное Имя состоит из букв הויה и обладает наибольшей святостью. Его разрешалось произносить только в Иерусалимском Храме, теперь же, когда Храма нет, его произнесение строго запрещено. На русский язык это имя обычно переводят как Г-сподь. Нарицательные имена - это семь особых имен Всевышнего на библейском языке, которые разрешено произносить только в молитве и занятии Торой, и запрещается стирать, если они куда-бы то ни было нанесены, а также все остальные имена Всевышнего, встречающиеся в ТаНаХе, как то Милостивый, Милосердный и т. д.
Все это - применительно к Израилю. Однако применительно к народам мира РАМБАМ пишет (Свод религиозных законов "Мишнэ Тора", Законы королей и их войн 9:3):
"Потомок Ноаха, проклявший Всевышнего - проклял ли он особое четырехбуквенное Имя, проклял ли нарицательное имя на любом языке - подлежит смертной казни. Что не так для Израиля."
Но почему к народа мира закон строже? Талмуд объясняет (Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 56а):
"Сказал рабби Ицхак Напаха: сказано это для того, чтобы включить сюда нарицательные имена (речь идет о сказанном в Писании (Ваикра 24:15): Всякий человек, проклявший Б-га своего - сказано это с целью включить в запрет Б-гохульства нарицательные имена, чтобы народы мира остерегались Б-гохульства так же, как Израиль; ведь там, откуда выводятся все семь заповедей, содержится лишь запрет проклинать особое четырехбуквенное Имя, так как написано Г-сподь, а Б-г там трактуется как запрет идолопоклонства - комм. РАШИ). Но согласно мнению рабби Меира, учение (Ваикра 24:15): Всякий человек, проклявший Б-га своего, понесет грех свой - о чем говорит текст Торы? Ведь уже сказано (Ваикра 24:16): А оскорбляющий Имя Г-спода смерти да будет предан. Поскольку сказано: А оскорбляющий Имя смерти да будет предан - может быть понято, что человек (и Израиль и народы мира - прим. автора) подлежит смертной казни только за особое четырехбуквенное Имя. Откуда видно, что сюда входят нарицательные имена? Учит текст Торы: Всякий человек, проклявший Б-га своего - то есть в любом случае. И это мнение рабби Меира, а мудрецы сказали: за особое четырехбуквенное Имя - наказание смертью, а за нарицательные имена - предостережение. И это расходится с мнением рабби Мейшы. Поскольку сказал рабби Мейша мудрецам: потомок Ноаха, проклявший Всевышнего одним из нарицательных имен - подлежит смертной казни. На какие строки Торы опирается его мнение? (Ваикра 24:16): Как гер так и житель страны, оскорблявший Имя, смерти будет предан. Отсюда видно, что гер и житель страны приговариваются к смертной казни только за особое четырехбуквенное Имя, но потомок Ноаха - даже за нарицательное. Но для рабби Меира строка "как гер так и житель страны" служит лишь чтобы обозначить разницу в наказании. Гер и житель страны - смертной казнью через сбрасывание на камни, но потомок Ноаха - смертной казнью мечом (то есть, согласно рабби Меиру и гер и житель страны и потомок Ноаха подлежат смертной казни за нарицательные имена; они все были включены в это фразой "всякий человек", то есть гер и житель страны уравнены с потомками Ноаха - комм. РАШИ). Тебе придет в голову сказать, что поскольку были включены (в этом разделе все, как подлежащие смертной казни за нарицательные имена - комм. РАШИ), то включены (также во все сказанное в этом разделе, включая смертную казнь через сбрасывание на камни - комм. РАШИ). Поэтому тебе и объяснили! А для рабби Ицхака Напахи и мудрецов, с которыми согласуется его мнение, строка "как гер так и житель страны" приведена потому, что геру и жителю страны необходимо особое четырехбуквенное Имя, но потомку Ноаха оно не нужно. Зачем же тогда сказано "всякий человек"? Это выражение в Торе - разговорное и не несет специальной смысловой нагрузки."
Все имена, которыми принято называть Всевышнего на всех языках, кроме библейского - являются, по закону Торы, нарицательными. Поэтому, применительно к русскому языку, запрет Б-гохульства категорически запрещает произнесение фраз типа "Все не слава Б-гу", "уб-жество", "уб-гий", а также использование нарицательных имен в перемешку с нецензурными словами и оборотами. Также запрещено проклинать Всевышнего именами идолов, упоминать имена "Г-сподь" и "Б-г" всуе и вообще пренебрежительно отзываться о Создателе всего сущего, Который каждое мгновение поддерживает и обновляет жизнь в каждом из нас.