Этот запрет куда сложнее и глубже, чем может показаться на первый взгляд. Грабителем считается и тот, кто отнял силой, и тот, кто своровал имущество, и тот, кто украл человека, и тот, кто задерживает зарплату наемного работника и так далее. Уводящая в океан деталей мелочь заключается в том, что, согласно Торе, грабежом считается любое действие, в результате которого другой стороне наносится ущерб даже в размере, меньшем стоимости самой мелкой монеты. При этом, откровенным грабежом начинают считаться такие обыденные, на первый взгляд, явления, как опоздание на работу (если не задержаться после работы на соответствующее время), проезд без билета в общественном транспорте (даже на расстояние одной остановки), использование рабочих принадлежностей в собственных целях без разрешения начальства и т. п.
Итак, согласно библейским нормам, человек считается грабителем даже в том случае, если он украл на сумму меньше стоимости пруты (самая мелкая монета древности, ценностью примерно в 25 мг серебра - прим. автора). Воровство имущества включает в себя также и "живое имущество", как то домашний скот и птица и т. п. Не разрешается отбирать что-либо у другого человека даже в шутку или ради желания подразнить его. Нельзя воровать и с намерением впоследствии возвратить украденный предмет, а также просто брать без разрешения любую не принадлежащую вам вещь. Но почему запрет грабежа включает в себя столь многочисленные разновидности и так сурово карает за, на первый взгляд, незначительные частности?
Ответ на этот вопрос заключается в том, что Всемогущий хотел, чтобы мы осознали всю суровость, с которой Он относится к воровству. Читая многочисленные запреты, налагаемые на это преступление Торой, мы как следует проникаемся пониманием того, насколько мерзок этот грех Всевышнему. Ведь даже несмотря на то, что поколение потопа систематически нарушало такие базовые заповеди, как запрет идолопоклонства, разврата и кровопролития, достоверно известно, что Ашем и дальше готов был проявлять по отношению к ним долготерпение и сдержанность, если бы не еще одно их преступление - грабеж. Как в случае с поколением потопа так и сегодня именно грех воровства, а не идолопоклонства, кровопролития или разврата всегда служил и служит завершающим толчком для вынесения приговора о виновности отдельной страны или целого поколения. Происходит так потому, что воровство подрывает основу всякой цивилизации. Ведь даже здравый смысл утверждает, что собственность другого человека нельзя красть. Всякий раз, когда Ашем вершит суд над человеком, виновным в разных преступлениях, самым тяжким обвинением выступает нарушение запрета грабежа.
Но рассмотрим каждую из общих особенностей этого запрета в отдельности (Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 57а):
"Потомок Ноаха подлежит смертной казни за нарушение запрета грабежа. И вот учение о запрете грабежа: нарушающим этот запрет считается вор, и грабитель, и также похититель женщины, красивой видом (то есть грабителем считается также и тот, кто похищает чужую жену во время войны - комм. РАШИ) и также все тому подобное (то есть действия, которые нельзя назвать откровенным грабежом, но которые его напоминают - комм. РАШИ)."
Прежде всего, необходимо обозначить разницу между понятиями "вор" и "грабитель", поскольку Тора проводит между ними четкое разграничение и использует их в различных значениях. Первый совершает кражу в тайне, последний же - средь бела дня. Вор считается худшим из двоих, так как своим скрытым действием показывает, что боится лишь людей и не боится всевидящего ока Всемогущего. Поэтому и сама заповедь называется запретом грабежа, а не воровства, имея ввиду, что если уж запрещен грабеж, считающийся менее тяжким нарушением самого запрета, то тем более запрещено и воровство.
Кроме того, Тора приравнивает к ворам четыре вида обманщиков:
- человека, который принуждает другого принять приглашение на обед, хотя в душе он не хочет, чтобы тот был его гостем;
- человека, предлагающего другому подарок, хотя в душе он знает, что тот не будет принят;
- продавца, нечестного в том, что касается мер и весов;
- продавца, смешивающего качественные товары с менее качественными, и тем самым вводящего покупателя в заблуждение.
Четыре вышеперечисленные действия и все другие им подобные считаются гневат даат (кража рассудка - перевод с библейского) и заставляют человека принимать мнимое за действительное.
Далее Талмуд приводит еще несколько разновидностей данного запрета.
Запрет похищения человека. Он вытекает из сказанного в Талмуде о "женщине, красивой видом". Похитителем человека считается и тот, кто крадет человека с целью последующей продажи в рабство, и тот, кто удерживает человека против его воли, заставляя работать на себя, и тот, кто берет человека в заложники с целью получения выкупа, в любом его виде. Во всех данных и других подобных им случаях преступник как бы присваивает себе жизнь похищаемого, на что не имеет никакого права.
Запрет пасти свой скот на чужих полях. Известно, что праотец Авраам всегда надевал намордники на свою скотину при перегоне, чтобы не дать ей обгладывать траву с чужих полей и лугов, встречавшихся на пути. И этот запрет актуален и поныне для жителей сельской местности. Кроме того, данная разновидность запрета грабежа подразумевает, что владелец животного несет полную ответственность за любой ущерб, который может быть нанесен, не дай Б-г, его питомцем, и обязан заблаговременно принимать все необходимые меры для предотвращения такового.
Запрет задерживать плату наемного работника. Хозяин должен выдавать работнику плату в точном согласии с их договоренностью - по прошествии дня, недели, месяца или какого-либо другого обусловленного промежутка времени. Удерживающий или медлящий с оплатой работника совершает грех, приравненный к отнятию у этого работника души. И даже если сам наемный сотрудник говорит, что может подождать с получением платы - необходимо настоять, чтобы он забрал ее сразу же по истечении договорного срока.
Запрет удержания чужих денег. Подразумевает запрет оттягивать или пытаться уйти от выплаты долга. Если один человек должен другому определенную сумму денег, будь то долг или плата, ему запрещено удерживать их обманом, извинениями или силой, надеясь при этом, что таким образом удастся вообще избежать возврата денег. Например, если тот человек, которому вы должны деньги, обратился к вам, требуя возврата долга, то запрещено солгать или сказать, что сегодня вы не можете заплатить, и что ему следует прийти завтра, если у вас есть возможность с ним расплатиться уже сегодня.
Запрет на плоды с поля хозяина. Имеется ввиду, что наемному работнику, занятому сборкой урожая, запрещено употреблять в пищу плоды с поля хозяина, причем как во время работы так и по ее завершении. Кроме случая, когда работнику заранее разрешено есть определенное количество плодов по окончании сбора на месте работы (но не уносить с собой). Дело в том, что плоды считаются собственностью хозяина, за сбор которой наемному работнику и были заплачены деньги. Умаление же урожая, происходящее в результате такой вот "трапезы" приводит к тому, что работник получает определенную сумму денег за то, чего не предоставил хозяину, то есть как бы крадет эти деньги. Сюда же и вследствие того же принципа попадают и все остальные подобные случаи, как то опоздание на работу, сон в рабочее время и т. п.
Запрет оставлять без внимания потерянную кем-то вещь. Однако, если это возможно, мы должны подобрать ее и вернуть хозяину. О чем идет речь? О ситуации, когда впереди идущий прохожий обронил что-то из предметов своей собственности и не заметил этого, мы же видим и должны обратить его внимание на "убегающий" предмет. Или когда мы находим чужую вещь с явно выраженными признаками принадлежности определенному человеку на ней. Следует предпринять самые незамедлительные меры, чтобы отыскать хозяина и вернуть ее ему.
Запрет наносить материальный ущерб. И понятно, что речь идет не только о преднамеренном нанесении ближнему имущественного ущерба, что является прямым нарушением запрета грабежа, но и о непреднамеренном. Что же делать, если вы случайно разбили чью-то вазу, или неумышленно задели на парковке чужой автомобиль? Следует немедленно отдать пострадавшей стороне сумму, возмещающую нанесенный ущерб либо необходимую для того, чтобы придать предмету ущерба прежний вид и функциональность. Если же по каким-то причинам сделать это сразу невозможно ввиду, к примеру, отсутствия наличных денег у нанесшего ущерб, или непришедшего хозяина поцарапанной машины, то сделать все вышеперечисленное можно и позже, однако не откладывая и как можно скорее. Так, в случае с чужой машиной вы обязаны написать записку со своими ФИО и контактными данными, прикрепив ее, например, к лобовому стеклу "пострадавшей" машины. Нельзя, однако, просто взять и скрыться с "места преступления", оправдывая себя психологическим шоком и страхом перед гневом потерпевшей стороны. Помните, что истинный страх в человеке должен быть только перед Создателем всего сущего, а не перед Его творениями. А поступающий так, подобен воришке во всех отношениях, поскольку демонстрирует, что не боится Б-га, в чьих руках находится его жизнь, но боится людей, которые сами по себе на его жизнь никакого влияния оказать не способны.
РАМБАМ пишет (Свод религиозных законов "Мишнэ Тора", Законы королей и их войн 9:9):
"Грабителем считается и тот, кто украл на сумму меньше стоимости самой мелкой монеты. И если один украл на такую сумму, а затем пришел другой украл у него то же - оба подлежат смертной казни за такую кражу."
Мудрецы предупреждают, что крадущий у своего ближнего предмет стоимостью хотя бы в пруту, все равно что отнимает у него жизнь. О чем это сказано? Об очень многом, что может произойти в нашей жизни. Например, о неверном расчете при покупке товара, когда продавец не додает вам пяти копеек сдачи, ссылаясь на их отсутствие в кассе (если только один из вас не забудет это потом исправить). Или, например, о вашем проезде в общественном транспорте без компостирования проездного билета, даже если проехали всего одну остановку. То есть следует быть исключительно внимательным до мельчайших деталей во всем, что касается денег.