Новости

Страницы: 1 2 След.
RSS
Цдака (пожертвование)
 
Цдака (пожертвование)

Давать – это работа

Наши мудрецы учат: Если ты видишь, что твоя прибыль уменьшается, дай  цдаку – пожертвование! И тем более, если у тебя достаточно средств. Это можно сравнить с постриженной и непостриженной овцой, пытающимися переплыть реку. Постриженной овце не представляет никакой трудности переплыть реку, а непостриженная овца потонет в тот момент, когда её шерсть впитает воду и потяжелеет (трактат Гитин,7а).

Сила пожертвования цдаки широко обсуждается в еврейских источниках. Множество поучений на тему духовной ценности этой великой мицвы рассеяны по всем трудам раби Нахмана и раби Натана.  

Раби Нахман учит: «Все начала трудны....Точно так же, как роженица должна пройти через схватки и боли родов, прежде чем она приведёт своего ребёнка в этот мир, так же и всё то, что мы хотим совершить («родить», создать) – дается через трудности .Самая трудная часть – это начало, «поднятие занавеса». Цдака (пожертвование)   называется началом, поднятием занавеса. Это начало, которое расширяет все лазейки и распахивает все остальные двери. Оно создаёт возможности». (Ликутей Моаран, 2; 4:2).

Давать цдаку – это работа, тяжкий труд. Очень трудно начинать давать цдаку. Это особенно трудно в том случае, если мы по природе скупы, или же если в нашей личности прячутся чёрточки жестокости.

«Цель настоящей работы над собой – переломить свою врожденную жестокость и научиться состраданию. Это выражено в стихе: «И я велел воронам прокормить его» Млахим (I, 17) Хотя вороны по своей природе жестоки, их жестокость превратилась в милость, и они прокормили пророка Элияу (Илью пророка).Но и любой человек, который даёт милостыню только лишь из-за своей врождённой щедрости (независимо от количества пожертвованнных денег), должен пройти через такую предварительную стадию перелома той меры жестокости, которой он обладает, и её превращения в милость и сострадание» Ликутей Моаран, там же, 1).

Раби  Натан пишет в «Ликутей алахот», что когда мы видим, как кто-то голодает, естественно, что наше чувство сострадания пробуждается, и мы ему помогаем. Это конечно мицва (доброе дело), и мы должны так делать, однако существует намного более высокая ступень жертвования цдаки. Даже тот, который по своей природе обладает добрым сердцем, должен пройти этот этап, когда он начинает давать больше чем ему свойственно.   Настоящее служение Богу начинается тогда, когда человек поднимается выше своих врожденных качеств, осознавая, что на том этапе, где его сострадание кончается и начинется жестокость, он должен превратить эту жестокость в сострадание и давать цдаку. Пока этого нет  еще нельзя сказать,  что он совершил акт служения Богу путём пожертвования милостыни. У каждого человека есть определённая граница, приблизившись к которой он говорит: "Ну, всё! Хватит! До сих пор, и не больше". И вот эту-то границу "жестокости" ему и надо всеми силами стараться пересечь.
(Из беседы рава Элиэзера-Мордехая Кенига, שליט''א).

Заставляя себя давать цдаку,мы изменяем саму нашу сущность, делая себя способными приблизиться к нашему Создателю, и когда мы это делаем, мы тем самым приносим в мир благословение.

Несомненно мы должны быть очень и очень честными в наших  финансовых сделках, но в дополнение к этому мы должны делиться нашим благословением (т. е. изобилием) с теми, которые имеют меньше нас. Это достигается посредством пожертвования цдаки.


Сколько цдаки нам следует давать?

Как-то раз богатый хасид пришёл к Магиду из Межерича и заявил, что  в своём великом желании приблизиться к Богу он дал обет поститься и истязать свое тело.

Магид ухватил его за лацканы сюртука и приказал: «Ты должен есть рыбу и мясо каждый Божий день!»

После того, как богач удалился, ученики Магида спросили: «Что случилось бы  ужасного, если бы этот богач немножко помучился?»

Магид объяснил: «Если он будет есть рыбу и мясо, он поймёт, что бедняку надо съесть хотя бы кусок сухого хлеба, чтобы не умереть с голоду. Но если он будет есть только сухой хлеб, что будет с бедняком?»

Законы, касающиеся жертвования цдаки, приводятся в Шульхан Арухе (Йоре Деа, 247-249). Они подробно указывают, сколько нам следут давать, кому давать, и т. д. Наши благотворительные обязанности определяются величиной наших доходов и многими другими факторами. Но обычно человек должен пожертвовать в цдаку десять процентов (Маасер) своих доходов.

Хотя это может казаться трудным – ведь мы же всё-таки можем подумать: «Если я уж так тяжко работал, чтобы заработать эти деньги, мне следует хотя бы ими насладиться!». Однако когда мы даём другим, мы получаем обратно намного, намного больше чем мы отдаём. Давать – это значит получать!

Жертвование маасера спасёт вас от ваших врагов. (Ликутей Моаран, I: 221).
Раби Нахман посоветовал богатому дельцу, рэбу Дову из Чегирина давать двадцать процетов своих доходов в пользу бедным. Реб Дов из Чегирина исполнял этот совет всю свою жизнь. Перед кончиной он сказал: "С моими двадцатью процентами я не боюсь Небесного Суда. Я выйду оправданным.» (Кохвей Ор, стр. 24, п. 19).

Последующие цитаты взяты из книги Сефер  а-Мидот (Книги качеств):

Цдака так важна, что она приближает Грядущее Избавление. Она спасает от смерти того, который её даёт,  делая его способным принимать благословение Б-га.

Жертвование  цдаки делает человека способным оставить дурное поведение.

Будь щедр, и ты продвинешься в жизни.

Цдака в пользу бедных, живущих в Святой Земле (в стране Израиля), приводит к изобилию.

Дай цдаку, и ты будешь благословлён детьми.

Цдака приносит мир.

Иерусалим будет восстановлен при помощи цдаки.
Если люди не будут щедры в пожертвованиях, тогда правительство учредит жестокие, грабительские законы и заберет  все их деньги.

Давайте цдаку обеими руками, и ваши молитвы будут приняты.

Жертвуя деньги на цдаку, человек спасается от  несправедливости, унижения и несчастья.

Когда следует давать цдаку?

Самое правильное – отложить деньги, предназначенные на пожертвование, сразу же после получения зарплаты. Есть даже такие люди, которые кладут свои деньги, предназначенные на милостыню, на специальный благотоворительный счёт, где они хранят цдаку, предназначенную в пользу определенных людей или учреждений.
В Торе написано: «Давай! Давать ты должен ему (т. е. бедняку), и да не будет досадно сердцу твоему» (Дварим, 15:10). Реб Элияѓу Хаим обьяснял это так: «Давай то, что ты уже отложил в сторону для пожертвования, и тогда тебе не будет досадно отрывать это от себя».

Следует ежедневно давать цдаку перед молитвой. (Шульхан Арух, Орах Хаим, 92: 10; Ликутей Моаран  I, 2: 4).  

Перед началом всякого дела  давайте пожертвование. Всё то что вы желаете совершить, будь это учение Торы, молитва, исполнение других мицвот, или даже просто торговля - в общем всё на свете – предваряйте это пожертвованием. (Ликутей Моаран  2; 4: 2).

Источник
 
Я встречал такой расчёт цдаки:

Прежде всего, помните: все материальные блага мира, в том числе и деньги - творение Б-га, и принадлежат Ему, и только даны вам в пользование!

1) При получении какой-то суммы (зарплаты), отделите от неё ту часть, которая вам необходима для жизни (на еду, квартиру, проезд, самые жизненные вещи).
2) От остального отделите 10% - это "доля Всевышнего", её следует принести "на Тору", в синагогу.
3) Остальное - деньги для благотворительности.
Установите некую твёрдую сумму по каждой категории людей, которым вы хотите помогать, например: бедным нищим в переходах - 10 рублей в день (каждому), собирающим "милостыню" в электричках (при том что сами явно не бедны) - 1 рубль, собирающим именно цдаку у синагог - 100 рублей. И каждый день, проходя мимо таких просящих - подавайте им! Сколько бы их ни было - "такса" установлена!

Если в конце месяца у вас останется какая-то сумма от этой доли, можете её потратить на себя, на свои нужды - значит, Всевышний не усмотрел никого, кому бы эти деньги были нужнее чем вам, и вы можете их потратить.
 
Цитата
Владимир Донской пишет:
например: бедным нищим в переходах - 10 рублей в день (каждому), собирающим "милостыню" в электричках (при том что сами явно не бедны) - 1 рубль, собирающим именно цдаку у синагог - 100 рублей. И каждый день, проходя мимо таких просящих - подавайте им! Сколько бы их ни было - "такса" установлена!
А если эти просящие обманывают? Или если просят идолопоклонники?(со всеми "атрибутами")
 
Цитата
Valeria пишет:
А если эти просящие обманывают? Или если просят идолопоклонники?(со всеми "атрибутами")
Обманщики сами ответят за свой "грех", не суди.
А с идолопоклонниками разбор короткий: если просят "на церковь" - не давать ни копейки ни в коем случае, а если это просто старушка иконку сунула в шапку - то это сбор на её личные цели, и ей следует подать.
 
я не сужу. Но не получается ли в данном случае,что в какой-то степени,подавая таким людям,человек помогает совершить грех?
(думаю,с этим вопросом стоит обратиться к раву)
Старушкам,которые просят (мне без икон попадались) всегда подаю. Или музыкантам,играющим на улицах/переходах.
апд
Рав Моше в группе бней Ноах отвечал уже на вопрос про пожертвования http://vkontakte.ru/topic-7919109_21784762#offset=80 #96
 
Вот ответ рава Меира Маневича:

Цитата
Цдаку не следует давать если известно что она будет не в прок. Тем более если известно что это пойдет во вред.
Так как Шулхан Арух говорит что цдаку надо давать всем, то мы не исключаем и идолопоклонников. Но если известно что они собирают на нужды церкви, тогда нельзя давать им цдаку, только на личные нужды.
Нельзя полагаться на личные симпатии. Есть система приоритетов.
1. Тора (синагога, изучение, преподавание)
2. Благотворительность (вдовы, сироты, больные, нуждающиеся)
3. Нуждающиеся из язычников.
Давать нужно в соответствии с системой приоритетов. Десятину и выделенные суммы для цдаки на 1 и 2, остальное - 3.
 
Вот теперь более ясно,спасибо :)
 
Цитата
Владимир Донской пишет:
При получении какой-то суммы (зарплаты), отделите от неё ту часть, которая вам необходима для жизни (на еду, квартиру, проезд, самые жизненные вещи).
я опасаюсь что после такого отделения от моей зарплаты ничего не останется)) но надо попробовать посчитать.
Ну я так поняла что суть не в отдаваемой сумме, а в самом процессе деления деньгами.
 
Надо понимать, что все блага в мире, в том числе и деньги, попадают к людям исключительно по милости Вс-вышнего. Они созданы Им (поскольку Он - Тв-рец), и поэтому принадлежат Ему. Повторяю - это не Ваше, это всё - Его! И Ваша прямая обязанность - распорядиться этими благами (деньгами) так, чтобы это привело к росту Его присутствия в мире.
И если после определения "своих нужд" у вас останутся какие-то суммы (а они точно останутся, не оставите же Вы свою дочь голодной!) - то они и есть тот избыток, который дан Вам на "благие дела", на цдаку.
Выше написано, что цдака - это не только "доля в синагогу", но и, например, помощь ближним. На мой взгляд, помощь своей маленькой дочери - это благое дело, то есть тоже цдака ("2-я очередь")!
Так что смело отсчитайте десятину 1-й очереди, а остальное - тратьте на девочку  :) (и остальных нуждающихся)!
 
Владимир Донской, ага, спасибо за разъяснение.
Я не думала что траты на дочь это тоже цдака, я её от себя ещё не отделяю, поэтому включаю в необходимые расходы))))
А как происходит отдача денег в синагогу?
И ещё конечно хочется знать как будут потрачены "мои кровные"))) Я участвую в благотворительном движении помощи детям домов ребенка, как деньгами так и вещами. Это может считаться цдакой? Там я точно вижу на что идут деньги и мне спокойнее.
Но честно говоря отдавать определенную  конкретную часть доходов регулярно пока не могу, жадная я))))) Ну будем работать))
 
Цитата
Наталия пишет:
А как происходит отдача денег в синагогу?
Либо в ящик для цдаки около входа в синагогу, либо лично раввину.
Цитата
И ещё конечно хочется знать как будут потрачены "мои кровные"))) Я участвую в благотворительном движении помощи детям домов ребенка, как деньгами так и вещами. Это может считаться цдакой? Там я точно вижу на что идут деньги и мне спокойнее.
"Как потрачены" - какое Вам дело до того, куда именно пойдут не Ваши деньги?! Прошу понять: деньги цдаки - не Ваши, это та часть которая предназначена вообще не Вам! И интересоваться или обуславливать траты, это всё равно что "считать деньги в чужом кармане".

Есть одно исключение - разделение обычной цдаки и цдаки "на Тору". Последнюю принимают не от всех, а только от тех в ком уверены (в "праведности" денег, в частности), в том числе от тех БН, кто принял Заповеди перед БейтДин-ом. Она как раз и передаётся лично раввину.

Насчёт благотворительного движения Вам лучше проконсультироваться с раввином, я не знаю является ли это цдакой.
Цитата
Но честно говоря отдавать определенную  конкретную часть доходов регулярно пока не могу, жадная я))))) Ну будем работать))
Успехов Вам!
 
Цитата
Владимир Донской пишет:
Прошу понять: деньги цдаки - не Ваши, это та часть которая предназначена вообще не Вам!
т.е. не отдавая цдаку я по сути ворую? пользуюсь деньгами которые принадлежат не мне?
 
Да, именно так.
 
Нельзя быть категоричным отвечая на вопросы заданные Бней Ноах, так как к ним не могут быть применены все установки Шулхан Аруха.
Человек ожесточивший своё сердце и не дающий цдаку более похож не на вора, а на того, кто отказывается строить "Мир Милосердия" (Олам Хесед)вместе со Всевышним.  
Существует несколько категорий благотворительных пожертвований:
1. Десятина. Она отделяется от оставшейся суммы после вычета денег отданных на любую из форм благотворительности, включая нужды детей в изучении Торы и так далее.
2. Просто цдака, благотворительность посредством денег и других материальных ценностей ( одежда, продукты, мед. оборудование, бытовые приборы и так далее).
3. Духовная работа, психологическая поддержка, помощь в изучении Торы и так далее.
 
meir,
Большое спасибо Вам за разъяснение.
Много лет уже пытаюсь преодолеть свою жадность, никак пока не получается. Я в принципе легко могу поделиться  всем, кроме денег.
Изменено: Наталия - 08.12.2010 22:59:12
 
Мы разучились нищим подавать,
Дышать над морем высотой соленой,
Встречать зарю и в лавках покупать
За медный мусор - золото лимонов.
Н.Тихонов
 
Мое мнение - первый шаг - это начать давать цдаку. Второй и третий - в необходимом размере (в зависимости от доходов) и в соответствии с приоритетами. Ну и конечно общаться - советоваться с людьми, которые понимают немножко больше в этом вопросе и подскажут. Чтобы не получилось так, что семья после подачи "цдаки" до следующей зарплаты не дотянет, зато счастливый бомж (ставший таковым ввиду лени и наплевательского отношения к себе и ко всем окружающим) будет беспробудно целый месяц пьянствовать, гадить и сквернословить...
 
Цитата
stalker пишет:
Чтобы не получилось так, что семья после подачи "цдаки" до следующей зарплаты не дотянет, зато счастливый бомж (ставший таковым ввиду лени и наплевательского отношения к себе и ко всем окружающим) будет беспробудно целый месяц пьянствовать, гадить и сквернословить...
Вы невнимательно прочли: от суммы всех доходов семьи в первую очередь отделяется та часть, которая необходима для жизни! И только с оставшейся подаётся цдака (к тому же "пьяницам" - в последнюю очередь).
 
Я конечно извиняюсь, не хочу показаться циничным... Но подавая цдоку в Синагогу, как можно быть уверенным, в том что эти деньги пойдут на благие дела? Я стараюсь доверять нашему ребе, но мало ли... как можно быть в этом уверенным?
И не стоит ли в первую очередь давать цдоку больным людям?
Изменено: Shem - 24.03.2011 17:31:22
 
Цитата
Shem пишет:
Но подавая цдоку в Синагогу, как можно быть уверенным, в том что эти деньги пойдут на благие дела?
Вы не в ответе за чужое решение. Главное, чтобы Ваши намерения были благими. Кроме того, при некоторых условиях у Вас могут цдаку и не принять (если она, конечно, не анонимна).

Если все же есть сомнения, то лучше помогать адресно, конкретному нуждающемуся еврею или конкретной организции. Но опять таки у евреев принято заботиться обо всех всем (каждый еврей в ответа за другого). И наилучшим образом это можно сделать, если сначала собрать много денег в одном месте, а потом помочь тому, кто нуждается. Ведь возможности одного человека всегда ограничены.
Изменено: Роберт - 24.03.2011 18:59:44
Если не указано иное, в сообщение отражена личная точка зрения. Полагаясь на нее, Вы можете находиться в том же заблуждении, что и я.
__
http://kashrut4all.ru - Кашрут и еврейская кухня
http://rainbowsparks.ru - Этический монотеизм. Тора для всех
Страницы: 1 2 След.
Читают тему (гостей: 3)