Новости

Страницы: 1
RSS
29. Хеппи энд!
 
Хеппи энд!
Из худших выбирались передряг,
Но с ветром худо и в трюме течи;
А капитан нам шлет привычный знак:
"Ещё не вечер, ещё не вечер!"

В.Высоцкий

Я рассказывал девочкам в субботу, как неожиданно Йосеф стал вторым человеком в Египте после фараона. Заметил, что это произошло благодаря его праведности. Всевышний «мера за меру» наградил молодого человека за достоинства. Я перечислил: Йосеф сумел победить своё желание – за это ему даровали владычество. Он отказался даже слушать совращавшую его хозяйку - теперь весь Египет будет исполнять его приказы. Он оставил в её руке свою одежду - теперь его почтили царскими одеяниями. Дальше упомянул, что Йосеф породнился с семьей бывшей хозяйки и её падчерица родила ему двух сыновей. Я закончил повествование. Одна из девушек спросила:
– В Египте работала почта?
– Были посыльные.
– Это было очень дорого?
– Терпимо.
– А из Египта в Израиль можно было послать письмо?
– Ходили караваны.
– А Йосефу папу своего не жалко было? Он не мог письмо послать? И братья тоже, наверно, пожалели, что так сделали. Сообщил бы, что жив... А вы говорите – праведник! Я бы так не смогла. Зная, что папа волнуется.
- И мы тоже! - защебетали девушки.
И стали наперебой рассказывать истории, как их обидели сестры, а они им простили. Одна упомянула, как даже нарушила субботу, чтобы мама не волновалась...
Да, история Торы заканчивается «хеппи эндом». Но через 22 года! Да и зачем тогда Йосефу все эти спектакли? Того брата обвинил, этого усадил в тюрягу, прочих напугал и озадачил...
Ответ не прост. Можно было бы поверить, что все простили друг друга, распили пол-литра и отныне живут спокойно. Одна семья.
Но был Кто-то, Который не простил. Я всё думаю, что это была за особенная рубашка, к которой ревновали братья? На что она намекала? Что Йосефу достанется лишний кусок хлеба? Даже с маслом? Даже с икрой? Не верю. Сыновья Якова духовные люди.
Чего же они боятся? Я думаю, они боялись, что Йосеф своими действиями, жалобами отцу лишит их «будущего мира». И ради этого они идут на преступление. А это преступление как раз и лишает их «будущего мира».
Предположим, они извинились. Предположим, они больше не будут. Кто сомневается? Они не будут ссориться с главой Египта?! Большое достижение!..
Достаточно ли этого, чтобы вернуть им «будущий мир»? Нет! А что нужно? Нужно смоделировать ситуацию, идентичную времени и обстоятельствам греха. «Тшува», раскаяние означает противоположное греху поведение. И надо четко усвоить, что если человек, которого Тора считает праведником, не выполняет элементарную заповедь почитания родителей, значит, он в этот момент выполняет другую заповедь, которую кроме него никто не может выполнить!
Просто перескажу детективный сюжет Торы. Йосеф мудро управляет Египтом, так что им довольны и низы, и верхи. Но всё подчинено одной цели – он ждет приезда братьев и их прибытие не должно остаться незамеченным. Йосеф ставит у каждых ворот столицы специальных агентов, которые должны сообщить ему о приезде родственников. Он знает, что пророческий сон о том, что братья ему поклонятся, не может не сбыться.
В стране, а затем во всём мире начинается голод. На второй год голод усилился и Яков в Ханаане сказал сыновьям: «Поезжайте в Египет купить зерна». Он отправил в экспедицию только десятерых сыновей, младшего же, Беньямина оставил дома. Проинструктировал детей, как избежать «злого глаза». Посоветовал им войти в разные ворота, чтобы большой отряд иностранцев не вызвал подозрений.
И всё же братья арестованы, доставлены к правителю и обвинены в шпионаже. Они поняли: то, что с ними произошло, неслучайно. Всевышний мстит им по закону «око за око» за недостаточное милосердие к брату. Но вот то, что они совершили тогда преступление, они пока не признали.
Йосеф агрессивно начинает разговор и ловит собеседников на том, что у них есть младший брат Беньямин. Оставляет Шимона в залог в темнице, обвинив братьев в шпионаже. Кстати, трюк, который использовал его посланец, в дальнейшем несчётное число раз будут применять всевозможные секретные службы. Станут подкидывать тем, кого они намерены арестовать, «криминал» - наркотики, оружие, запрещённую литературу, краденое...
В доказательство того, что братья (которые, конечно, приписываемое им преступление отрицают) не лгуны, Йосеф требует привезти младшего брата. Братья возвращаются к Якову и просят его послать Беньямина в Египет. Отец хочет гарантий, что младший сын, единственный, оставшийся от его любимой жены Рахель, вернётся невредимым.
Вспоминаю один из семинаров в Грузии. Ко мне подошло несколько отцов. «Кто Вы в той школе, которую представляете? Если Вы рав, наши дочери завтра поедут в Иерусалим. Мы Вам доверяем. А если нет, то нет!»
- Я не рав - ответил я.
Девочки не приехали. Я спросил учителя, был ли я прав? Может, требовалась более обтекаемая фраза? В итоге девочки-то из-за моих слов не приехали.
- Если бы они приехали и увидели, что религиозный человек врёт, ты думаешь было бы лучше? Ты ответил единственно правильным способом.
Иеуда поручается за безопасность брата своей долей в “будущем мире”! А он «рав среди братьев», самый уважаемый. Яков пишет письмо правителю, в котором явно отдаёт тому уважение и косвенно угрожает. Сыновья толпятся вокруг. Яков обращается к ним: «Отправляйтесь!»
– Твоё благословение, отец!
– Да дарует вам Всевышний сострадание в глазах правителя и возвратит мне всех сыновей!
В Египте братьев изначально ждёт тёплый прием. Но в конце Беньямину подбрасывают в вещи кубок, обвиняя его в воровстве. Братья в растерянности, тем более, что ведь «яблоко от яблони недалеко падает». Мать Беньямина, Рахель, умерла из-за подобного проступка. Правда, она украла и спрятала идолов своего отца Лавана с самыми лучшими намерениями - чтобы отдалить его от идолопоклонства, а свою семью – обезопасить от отцовского колдовства. Но ведь стащила!
Назревает конфликт в семье. И тут «главный из братьев», Иеуда, осознавая меру ответственности, вступает в спор со всемогущим владыкой. Он царь, и он предлагает себя в рабы вместо младшего брата. И я уверен, все братья готовы повторить его поступок!
Видя, что правитель отказывается, Иеуда сперва, как искусный оратор, пытается вызвать жалость к старому отцу. Не помогает. И в конце концов он отдаёт братьям приказ: «Мы все погибнем, но не уступим брата!»
Я немножко успокоюсь, потому что слезы застилают мне глаза. Ой, извините, это я или Йосеф плачем?
Ещё вчера отверженные Б-гом сыновья Якова силой тшувы возвращают себе “будущий мир”, а Иеуда утверждает  право своих детей на царство в Израиле.
И как «хеппи энд» звучат слова Йосефа: «Я Йосеф! Жив ли ещё наш отец?»
Есть ли ещё что-либо, что нас объединяет?
Страницы: 1
Читают тему