Новости

Страницы: 1
RSS
54. Уж и сокол
 
Уж и сокол
Часто нас заменяют другими,
Чтобы мы не мешали вранью.

В.Высоцкий
                                                         
Я был в Тбилиси. Кто-то из армянских друзей, увлекающихся христианством, спросил меня: «А у вас, евреев, тоже есть десять заповедей?». Я засмеялся. Сказал «да» и ничего не стал уточнять. Даже не попросил процитировать хотя бы одну. Скажем, о Субботе. Мне кажется, в диспутах на религиозную тему между представителями разных конфессий ничего, кроме вреда, нет. Как не было смысла в диалоге между горьковскими Ужом и Соколом. «Рождённый ползать летать не может».  Точно так же: рожденный летать не должен ползать. Каждому своё. Всё равно уж думает о соколе:

Смешные птицы!
— Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной.
— Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу.
— Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний?!
— И скрыть за ними свою негодность для дела жизни? …
Земли творенье — землёй живу я.


В чем же смысл Десяти заповедей?
Сначала, есть ли разница между заповедью и иным требованием Всевышнего к своим созданиям? Да, есть. Заповедь конкретна, универсальна и имеет очень много практических приложений. Например, евреи сделали кучу логических и конкретно-научных открытий, изучая заповедь Субботы и разбираясь - как исполнить её наилучшим образом?
Рассмотрим первую же заповедь, которая, естественно, была дана… для рождённых летать. Процитирую. «Я твой Б-г, который вывел вас, евреев из Египта».
По мнению христиан, это сказано им. Почему, любопытно?
В Египте они не были. Там публика больше магией, лодкой бога Ра да разными прочими таблицами Гермеса увлекалась. Христиане утверждают, что на каком-то этапе «евреями» стали они, потому что мы, евреи, убили их бога (еврея). Комментарии, как говорят, излишни.
С мусульманами диалога здесь вообще нет. Вернее, он идентичен фразе: я женщина и этим я права. Они обладают в религиозной философии всеми женскими недостатками и достоинствами и не хотят спорить и что-либо доказывать. И молодцы! Спасибо, потому хоть на первую заповедь не претендуют. Ведут отсчёт от пророчества Магомета и страшно этим довольны. «Библию» кое-как, с ошибками и купюрами пересказали в Коране - и ладно им. Дальше - пошла «новая эра».
В то же самое время Рамбам говорил, что появление монотеистических религий приближает приход Избавителя,- так как народам мира будет легче Его принять. Хотя, конечно, как продолжает Рамбам дальше, им придётся осознать, что «ложь передали им их отцы».
Вернемся к началу фразы «Я твой Б-г», вызывающую спор среди еврейских мудрецов. Рамбам утверждает, что за ней кроется повеление, предписывающее нам веру в Б-га. Это значит, что мы должны верить в существование истока и причины всего сущего, и этот исток - Тот, Кто сказал: «Я Г-сподь твой». Абарбанель же считает, что первый стих Декалога - это не заповедь, а только введение к заповеди.
Осмелюсь прокомментировать слова великих. Мне кажется, что определение Рамбама касается только евреев. А Абарбанель говорит для всего человечества. Неевреям в Торе даны семь заповедей сыновей Ноаха. Это не предписывающие заповеди, а только запретительные: не воруй, не убивай... (Кроме седьмой, суммарной: установить систему справедливых судов, которые добивались бы, чтобы Б-жественные заповеди соблюдались в обществе) Так что закон «для неумеющих летать» начинается как бы прямо со второй заповеди: «да не будет у тебя других богов». И относится она к запрету поклонения идолам.
А кто на сегодня идол номер один? Догадались? Деньги! То есть сосредоточение всех мыслей и усилий на том, чтобы преуспеть в делах и нажить побольше денег. Денег, которые стали для людей «могучими богами», в которые они верят и на которые
полагаются, и ради поклонения которым теряют человеческий облик.  
Для обожавших в детстве арифметику: гематрия, суммарное числовое значение букв слова «доллар» такое же, как у имени «Амалек» (240). А Амалек - это враг и ненавистник Б-га и наиболее принципиальный и последовательный антисемит. Ну, скажем, персидский Аман, нацист, черносотенцы... Так вот, равенство гематрий всегда означает наличие какой-то неявной связи между понятиями. Одно из свойств Амалека - «карха», остужать духовный поиск и стремление человека.  Даже делать само сердце человека «ледяным» - подобно Снежной королеве из сказки Андерсена. Правда, та волшебница могла при необходимости и растопить лёд - но «не амалеково это дело». Сегодня, в мире власти «золотого тельца», для многих вопрос стоит не: «к чему они стремятся?» или «о чём спорят?», а: «сколько они хотят на этом заработать?»...  
И все-таки я хочу быть оптимистом. Все больше людей в мире отрекаются от идолов. Миллиардеры завещают свои состояния на богоугодные цели. Массы евреев достают из глухого заброшенного угла Тору и отводят ей главное место в доме.
Но многобожие всё-таки сохраняется. По словам одного из христианских комментаторов: «Культура и цивилизация, народ, искусство, экономика, спорт входят в пантеон современных богов». Можете по настроению ещё пару-тройку  «всемогущих» подбавить. Это помимо «богов, принятых в одной отдельно взятой стране» и «одной отдельно взятой» тусовке.
В человеческом сердце идёт борьба между абсолютными ценностями, декларированными на Синае и относительными, придуманными человеком. Это - смысл Десяти заповедей.
Но Всевышний «сбивает в стаи своих птенцов», потому что: «вскоре грянет буря».
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 2)