Новости

Страницы: 1
RSS
49. Третий лишний
 
Третий лишний

Сегодня у людей наибольший интерес вызывает тема конфликтов в семье. Информационные каналы с наслаждением смакуют, кто от кого ушёл, кто кому изменял, сколько раз, где и с кем и т.д. И чем известнее люди, о которых идёт речь, чем безупречнее их репутация, тем сладострастнее желание рыться в чужом грязном белье.
Конфликт, о котором я пишу, не заинтересует обывателя. Праведник и праведница, Аарон и Мириам обсуждают семейное положение их младшего брата Моше.  Правда, никто их не уполномочивал, но как они могут терпеть, когда у любимого брата семейные проблемы? Инициатором выступает Мириам. Она женщина, значит более наблюдательна. Мне одна из читательниц сделала комплимент: у Вас прямо женская наблюдательность! Мириам - известный борец за права женщин. Она и отцу, главе поколения заявила: ты не прав, разведясь с женой. И Тора одобряет её поступок!
Теперь она обратилась к брату Аарону. Аарон в семье старший из братьев, великий мастер устраивать мир между людьми. «Давай поможем брату и его жене!» Почему же теперь, в отличие от спора с отцом, она оказывается виноватой? Тора приводит даже наказание, которому она подверглась, и это наказание очень тяжело. И ещё: каждый день еврей должен вспоминать о наказании, постигшем Мирьям, дабы научиться держать язык за зубами! Ведь это так трудно...
С отцом, мне кажется, проще: там было прямое пророчество. Как пишет Абарбанель, у пророка нет выбора: говорить или не говорить? Обязан говорить! Поэтому, например, узник Йосеф не боится поправлять фараона и сказать, чтобы тот подыскал мудрого человека управлять страной (вместо себя!). Недавно меня поразила фраза Владимира Высоцкого: «Мне выбора, по счастью, не дано». Великий поэт, как и пророк, буквально и явно «плачет слезами Всевышнего»...
Но вернёмся к истории с Моше. Как же Мириам замечает конфликт в семье брата? Комментаторы высказывают разные предположения. Одни говорят, что она случайно подслушала, как у Ципоры, жены Моше, с горечью вырвалось: все пророки оставят своих жен подобно Моше! Другие полагают: Мириам подметила, что Ципора перестала себя украшать.
Мириам пытается найти причину охлаждения брата к супруге. Первое предположение - из-за внешности. Возможно, Мириам саму это мучает. Она на сорок лет старше своего мужа и некрасива; пророчица подсознательно боится, что и её ждет та же участь. Не исключено, впрочем, что тут наша вечная ошибка. Мы видим необычное поведение и не понимаем, как его объяснить? А гордость гордо диктует нам, что гордец здесь кто-нибудь другой... Талмуд утверждает: недостатки человека вообще узнать очень легко. Это те качества, которые он изобличает в других!
Здесь Тора зачем-то напоминает, что Моше, услышавший разговор брата и сестры, был самым скромным из когда-либо живших на Земле людей. Почему? Чтобы подчеркнуть, что он не обиделся. Но дело вовсе не в нём! Я вспомнил одну историю. У меня были гости. Я сказал своей супруге, как правильно, «по алахе», что-то сделать. Один из гостей возразил. Все знают: сколько евреев - столько и мнений. Поэтому женщина иногда имеет право пойти спросить у рава: прав ли её муж? Но если она делает это чаще одного раза в год, то это не семья, а партсобрание.
Я не считаю себя большим знатоком закона, поэтому сразу пошёл к раву выяснять - кто из нас прав, я или тот молодой человек? И вдруг услышал - «Твой оппонент ни разу не пересечет порог твоего дома!» Увидев моё недоумение, рав смягчился: «Если он перед тобой извинится в Йом-Кипур, ты можешь его простить, но ты не обязан».
Мир, в котором я живу, не идеален. Иногда я жаловался раву на злость, хамство, глупость и даже предательство окружающих и каждый раз выслушивал: «Будем судить к лучшему». Но не тогда!
Вероятно, отношения супругов - это их личное владение и каждый, вмешивающийся без их просьбы,- уподобляется  сумасшедшему, убивающему лопатой комара на лбу у соседа.  А может быть, я уже слегка подзабыл, что такое отношения двоих? Когда любой третий лишний, даже если он брат, даже если мудрец, и даже если пророк!
Всевышний не прощает Мириам, она наказана проказой. Ну а потом, искупив свой грех, она тут же получает наглядный ответ: в чьих руках семейное счастье, красота и молодость? Мирьям чудесным образом омолаживается и приобретает физическую красоту. Кроме того, весь народ оказывает ей особое уважение. Семь дней огромный еврейский стан ожидает её, не трогаясь с места! Мы видим, что заслуг у Мирьям предостаточно. Но даже ей не позволено вставать между мужем и женой! Пусть и из самых-самых лучших побуждений...
Вернемся к Моше и Ципоре. Отстранение мужа от жены - единичный случай в иудаизме. Тора против лишнего аскетизма. Исключительное поведение Моше диктовалось интересами еврейского народа и остального человечества на все века. Он должен был в эти годы вести особую, аскетическую жизнь. Зачем? Чтобы ещё на шаг отделиться от влияний преходящего мира. Ведь через Моше Б-г дал людям Свой вечный и неизменный Закон, Тору.
И нужно, чтобы никто и никогда не смог сказать: «я предлагаю вам лучшую, усовершенствованную версию Б-жественного Закона!». А для этого необходимо, чтобы никогда не встал на Земле пророк, равный Моше. И все-таки мне кажется, что если бы Ципора не дала своего согласия, то самому Всевышнему пришлось бы искать другие пути.
Благословен Б-г, соединяющий жениха и невесту!
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)