Новости

Страницы: 1
RSS
35. Анкета
 
Анкета
Но знаю я, что лживо, а что свято, —
Я понял это все-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята,
Мне выбора, по счастью, не дано.

В.Высоцкий

При осуществлении любого грандиозного проекта, а таким исход евреев из Египта, несомненно, является, внимание в первую очередь уделяют подбору руководителя, который будет реализовывать эту задачу. По каким критериям происходит выбор? Главное - личная преданность задумавшему «грандиозный проект».
Тут всё в порядке. Всевышнему, которому открыты все сердца, известна преданность Моше. Пройдём далее по анкете глазами работника отдела кадров. Сегодня любой работодатель в первую очередь интересуется местом предыдущей работы. Моше занимал большую должность при дворе фараона. Тот прислушивался к его мнению, ввёл выходной в субботу для евреев. Вполне приличная запись в трудовой книжке.
Однако Моше, увидев египтянина-надзирателя, избивающего плетьми еврея, вмешался и убил его. Хотя мог бы пожаловаться фараону - и фараон бы сам того наказал. Кто же так обращается с «рабочим скотом»!? Скажите, ну разве это порядок - убить служащего при исполнении служебных обязанностей? Я думаю, узнав этот факт из биографии Моше, любой кадровик сразу выкинул бы его анкету в корзину.
На следующий день тот человек, из-за кого Моше рисковал жизнью, донес фараону, что Моше еврей.
– Неважно! – ответил фараон.
– Но он убил египтянина!
– Тогда я приговорю его к смерти! - сказал фараон.
Однако меч убил палача. Моше бежал в Мидьян, получив достаточно уроков, чем кончаются попытки лезть не в своё дело.
И всё-таки первое, что  он делает в Мидьяне - не дает пастухам обидеть дочерей Итро. Видно, чувство справедливости в нём развито очень сильно. «Значит, он всё время будет конфликтовать со Всевышним, когда ему покажется, что евреям чего-то недодали»,  - решит любой кадровик и не ошибётся. Кандидатура сомнительная.
Очередной критерий – опыт самостоятельной руководящей работы. Тут всё в порядке. Моше был управителем у фараона, затем царем в земле Куш. Но основную проверку он прошёл, работая пастухом в Мидьяне. Всевышний решил, что человек, который заботится о нуждах каждой овцы, будет хорошо заботиться и о народе Израиля.
Первая попытка обратиться к фараону с просьбой об облегчении участи евреев кончается плохо. Фараон приходит в бешенство, изменяет закон, требуя, чтобы колено Леви, из которого вышли Моше и Аарон, тоже начало работать. Приказывает перестать давать евреям солому для изготовления кирпичей, оставив производственную норму прежней. Кары фараона оказали воздействие. Евреи стали обвинять Моше, что он усугубил их участь. Не выдержав упреков, Моше обратился к Всевышнему и взмолился: «Почему Ты сделал зло этому народу? Зачем ты послал меня?
С тех пор, как я пришёл к фараону, чтобы говорить от Твоего имени, стало только хуже народу этому. А избавить - не избавил Ты народа Твоего».
Услышав эти слова, любой кадровик поднимет указующий перст: «…я же говорил,  что Моше не подходит к роли избавителя! Первая неудача - и у него сразу опустились руки. Разве он, выросший во дворце фараона, плохо знает его характер?! Разве он сомневается, что для того, чтобы евреи захотели выйти из Египта, им должно стать там невыносимо плохо?! Разве Б-г не предупреждал его, что легко только кушать манную кашу, жевать не надо?!»
И многие комментаторы полагают, что кадровик прав. В этих словах Моше чувствуется недостаток веры. Более того, Талмуд утверждает, что именно за этот проступок Моше был лишен права ввести евреев в Эрец Исраэль.
Есть другое мнение. Оно утверждает, что именно такого пастыря и выбрал по анкете Всевышний. Такого, который весь - сфокусированная боль своего народа. И его задача - не считаясь ни с чем, доносить эту боль до Всевышнего. Более того, я уверен, Моше в этом не дано выбора. Такой он, и всё! Ор Самеах объясняет, что после Синая Моше буквально превратился в ангела, беспрекословного исполнителя своего «командировочного поручения».
А ещё сказано, что его душа каждый раз спускается в души глав поколений.
Теперь попытаюсь привести версию, которая мне нравится больше всего. Наверное потому, что я сам её придумал. Во время интервью с потенциальными женихами на мой вопрос: «Ты работаешь?» обычно отвечали: «Да, а что, разве нельзя?». Они ошибочно думали, что в моём вопросе есть упрёк. Как легко не понять, что имеет в виду другой человек!
Когда я спрашиваю своего рава, я не подозреваю, что он может ошибиться. Я сомневаюсь, правильно ли я его понял. Точно так же слова Моше «…зачем Ты сделал зло?» - не упрёк, не утверждение, а вопрос типа: «…Всевышний, что я неправильно понял и сделал, что Твоему народу стало хуже?!».
Я очень долго гордился собой, найдя это объяснение. Но недавно обнаружил, что опоздал на несколько сот лет.
Аналогичная мысль есть у Маараля из Праги. Впрочем, за это я на него совсем не обижаюсь.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)