Новости

Страницы: 1
RSS
25. Первый
 
Первый
Я ЯК, истребитель, мотор мой гудит
И небо моя обитель.
Но тот, который во мне сидит,
Считает, что он – истребитель.

В.Высоцкий

Когда-то в шахматы играло множество евреев. Некоторые даже стали чемпионами мира. Обычно – прежде обыграв в матче другого еврея. Те времена прошли, чемпион мира индус. Да и большинство ведущих шахматистов неевреи. Есть, конечно, исключения...
Но вот одного шахматного гения – уж не знаю, куда отнести? В детстве я восхищался его партиями и подробно изучил, почти вызубрил наизусть одну из его книг. Говорю о Роберте Джеймсе Фишере. Единственном чемпионе мира - еврее, не игравшем в шахматы в субботу. И при этом - единственном чемпионе мира, махровом антисемите.
Правда, доктор права Александр Алехин тоже «баловался» антисемитизмом, писал в Третьем рейхе жидоедские  статьи, доказывал, что существуют «шахматы еврейские» и «шахматы арийские»... Первые, несомненно, лживы и трусливы. И за эти «игрушки» после Второй Мировой шахматисты объявили ему коллективный бойкот. Кроме, естественно, гроссмейстеров передовой Советской державы, где среди чемпионов евреи явно преобладали. На что не пойдёшь, чтобы принести любимой Социалистической Родине звание мирового короля! Доказать этим правоту её идей!
Но во-первых, говорят, Алёхина нацисты принуждали, да и он всё-таки, в отличие от старика Роберта Джеймсовича, русский.
Почему я вдруг вспомнил о Фишере? Шахматы - модель жизни, с каждым годом я в этом всё больше убеждаюсь. Правда мой друг, гроссмейстер Юдасин, утверждает, что это жизнь - модель шахмат, но он так, кажется, шутит.
Итак, Фишер. В его время КГБ было подотчётно ЦК КПСС и по мере сил помогало советским шахматистам доказывать миру, что они живут в самой лучшей стране. Я читал, что с Каспаровым на все турниры по просьбе его мамы ездил полковник КГБ. Сейчас всё поменялось и полковник КГБ ездит на Каспарове.
К чему я клоню? Фишеру приходилось противостоять всей мощи советской системы. Практически все ведущие советские шахматисты «работали» против него. Попробовали бы они не работать! А он всё равно стал чемпионом мира. Показал, что даже один человек может выстоять против «системы». Правда, сам потом от звания и отказался. Занялся новыми «танцами», пошёл в диковатую христианскую секту, где его под конец обобрали...
Пушкин задаёт вопрос о совместимости гениальности и злодейства. Пусть Сальери, которого Александр Сергеевич, повторяя легенду, «уличил» в убийстве Моцарта, невиновен... В те времена все (и сам Сальери, естественно) считали гением его, ну а Моцарта несерьёзным неудачником, слегка чокнутым. И Сальери «с высоты своего величия» коллегу просто поддерживал... Но вопрос–то остаётся!  
Может быть, поставить его иначе: гениальность и сумасшествие? Порой кажется, что это родные братья. Вот Эйнштейн утверждал, что во время открытия своей «специальной теории относительности» он был близок к помешательству. А Фишер фактически покончил собой, в параноидальном состоянии не позволял врачам лечить себя от тяжёлой почечной болезни – вдруг эти врачи евреи или евреями подосланные? Да и прежде одна близкая подруга Фишера, индийская христианка(!), не раз ставила условие: «Бобби, я готова поболтать с тобой сегодня, только если ты не будешь ругать евреев»...
Так вот, вдруг, лет 20 не поиграв в «серьёзные шахматы», этот «пресловутый Шифер» решил нивелировать домашнюю подготовку гроссмейстеров и предложил так называемые «фишеровские шахматы». В чём их суть? В том, что расстановка фигур перед каждой партией определяется компьютером, случайно. Так что подготовиться практически невозможно, приходится действовать самому, принимать нестандартные решения. Правда, ценой за это – зачастую «уродливые» начальные позиции.
Чем всё-таки жизнь сложнее шахмат? Особенно для праведников? У них каждый ход как «фишеровские шахматы» - Всевышний меняет позицию. В классических шахматах ты выиграешь пешку и ещё 30 ходов терпеливо ждёшь, когда противник зевнет вторую. А тут каждый ход - новая задача. Не зря говорят, что все евреи праведники. Даже Фишер, еврей-антисемит, гениальный полупсих - а глядишь, какое дело придумал! Не зря у него предки равинами были.
Ладно, поиграли в шахматы и хватит. Делом займемся.
Воспитать детей – это, наверное, посложнее, чем с Эйсавом воевать. Вот и Яков - было у него 12 детей, а одного он любил больше. Это Всевышний всех любит одинаково. А праведник он что, не человек? Робот какой-то, что ли? Ведь Яков двадцать лет пахал «по-чёрному» ради матери Йосефа, Рахели. 7 лет по договору с батюшкой невесты, ещё 7, когда ему вместо любимой её сестричку подсунули и остальные за имущество – надо же семью содержать?!
Ну как было Якову не любить Йосефа, ведь тот выглядел полным его подобием - как в делах, так и внешне! И Яков сшил любимцу особенную рубашку. И позавидовали братья.
Тут комментаторы упрекают Якова, говорят, что родители не должны оказывать предпочтение одному ребенку перед другим. Я это понимаю. Сам часто наблюдал ревность у одной дочери к другой. Но с другой стороны - что, вводить в семье социализм? Лучшего не поощрять? Чем это кончается, мы достаточно насмотрелись в СССР.
Много лет тому назад, изучая этот вопрос, я высказал своему первому учителю, раву Йосефу Шугерману: «По Аризалю, должны прийти два Машиаха: Машиах бен Йосеф и Машиах бен Давид. Первый придет, когда сыновья Якова сами признают и возвысят наиболее праведного в своей среде. Как трудно согласиться, что твой брат праведнее тебя! И чем он тебе ближе, тем труднее. Машиах бен Давид, которого пришлёт Всевышний, осветит путь всему человечеству только после того, как евреи научатся сами признавать в своей семье праведника». Рав Йосеф сказал мне тогда, что я понял всю сущность проблемы.
В чём же истинные причины конфликтов в семье Якова? Йосеф не желает «идти в ногу», отделяется. И братья принимают его за узурпатора, желающего захватить власть в семье, чтобы в будущем расправиться с братьями. В чём их ошибка? В нежелании увидеть, что Йосефом движет не страсть к власти. Что он, в отличие от братьев, интраверт и потому к власти равнодушен.
Впрочем, не нам осуждать предков. Они хоть и ошибались, но субъективно-то их мотивы были самые возвышенные. А мы сами? Как часто мы топчем «искру божию», принимая её за желание что-то сцапать!
Почему же Йосеф преследует братьев, доносит на них отцу? Зачем он сообщает им про сны о своём будущем величии? Ведь он мудрец!
Просто: «на всякого мудреца довольно простоты». Он-то сам  только порадовался бы, если бы один из братьев добился величия и стал царем. И радовался бы, если бы кто-нибудь из братьев «донёс» о его недостатках отцу. А тот подсказал бы ему, как их исправить. И Йосеф ждёт, как и мы с вами, что остальные будут действовать и относиться к этому сходно.
Теперь последний вопрос. Как же братья ошибались? Ведь они сами праведники! Занимаясь сватовством, я всегда боялся, когда мне предлагали «праведника». Практически все оказывались чокнутыми. Только один раз все говорили: «чокнутый», а он оказался праведник. И мне удалось его сосватать. До сих пор все вокруг говорят и говорят - ну и пусть говорят! Так что перепутать очень легко.
Извините, а причём тут Фишер? А при том, что он тоже странный и гениальный интроверт. Он тоже «боролся против всех». Но разница в мотивах. Фишер, дитя индивидуалистического Запада, сражался (и подчёркивал это!) за самого себя – и в итоге дошёл до ненависти ко всему близкому. Он ненавидел Америку – сам типичный мальчик со Среднего Запада; он, еврей, ненавидел евреев. Ненавидел коммунизм – воспитанный в семье коммунистов, ненавидел мать-коммунистку, возившуюся с ним, «как дурак с писанной торбой». Ненавидел «русских» - хотя выучил русский язык, чтобы читать лучшие в мире шахматные книги. Да и нигде в мире шахматы, которых он чемпион, не «стояли» так высоко, как в Союзе. А Йосеф, мотивы которого были бескорыстны и чисты от эгоизма, пришёл к любви. Он сплотил семью, через него Творец спас весь мир от голода...  
А теперь главное: евреи должны были по замыслу «Главного Игрока» спускаться в Египет. И кто, по вашему мнению, идёт первый? Самый праведный. Ну, прощайте, до встречи в Египте! Кто быстрее добежит?
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)