Новости

Страницы: 1
RSS
15. Совет свата
 
Совет свата

Одна история, приведенная в Талмуде, вызывает у меня особый интерес. Читая благословение на вино в субботний вечер, я часто её пересказываю.
В период Вавилонского галута жил мудрец рав Нахман. Он женился на дочке главы Галута, то есть главного еврея Вавилона. Однажды в субботу у них были гости. Рав Нахман выпил бокал вина и намеревался оставить немножко в стакане для супруги. Кто-то из гостей заметил: "Зачем это делать? Благословление на пропитание семьи приходит благодаря Торе, которую изучает хозяин".
Тут я смотрю по сторонам и добавляю: "Жена разозлилась на мужа, что он позвал таких гостей и сломала 400 бочек вина. Ломать – не строить, дело недолгое. Рав Нахман спокойно дал "выпустить пар" и затем миролюбиво сказал: "Хорошо, в следующий раз я обязательно оставлю тебе вино в бокале".
Правильно ли она сделала?" - спрашиваю я гостей. Чем отвечающие девушки моложе, тем больше им нравится поступок жены рава Нахмана. Я выжидаю конца веселья и прибавляю: "Поэтому я всегда оставляю своей супруге вино в бокале и гостей приглашает только она".
Как-то я спросил у своего учителя: "А какие дети родились у рава Нахмана?" Тот сначала отнекивался, потом рассказал: "У них родилось несколько дочерей. Слава об их праведности звучала во всем еврейском народе. Ещё бы – они, готовя пищу на Шабат, переставляли голыми руками раскаленные кастрюли, не обжигаясь! Все они вышли замуж за мудрецов Торы. Однажды на город напали пираты и захватили сестёр в плен. Самый талантливый из евреев с деньгами для выкупа, собранными за минуты, и оружием в руках проник в лагерь пиратов. Вдруг он случайно подслушал разговор пленниц: "Там мужчины – здесь мужчины, какая в принципе разница? Мы со своей внешностью одинокими не останемся". Освободитель понял, что своими талантами женщины были обязаны не праведности, а колдовству. А что было дальше, освободил он их или нет, я не знаю и знать не хочу".
Почему я вспомнил эту историю? Я сегодня раскрыл Тору на рассказе о том, как Авраам посылает своего помощника найти жену для сына Ицхака. Дело в том, что я занимаюсь воспитанием еврейских девушек и иногда их сватовством. Правда, в отличие от раба Авраама Элиэзера, я в основном "девочкин папа". То есть ищу жениха, а не невесту. Но кое-какой опыт у меня накопился.
Авраам требует от раба поехать на свою родину и привезти оттуда невесту Ицхаку. В чём дело? Почему надо посылать слугу за тридевять земель? Поближе нельзя поискать? В конце концов, идолопоклонники там и здесь! Да и у самого Элиэзера дочка красавица и умница.
Хочу разочаровать активистов организации "Лев ле ахим": мне ни разу не приходилось слышать, чтобы миссионеры повлияли на одну из наших девочек. А вот мальчики многих девочек заставляли уходить из религии. Правда, нередко бывало и наоборот – девушки переубеждали своих светских кавалеров и всё кончалось религиозным браком. Авраам же послал Элиэзера на родину искать такую необычную девушку, на которую никто бы даже не осмелился посмотреть нехорошим взглядом.
Недавно я был на родине в Тбилиси. Жену я не искал, я, слава Б гу, давно женат. Сильной ностальгии у меня нет, так как страны, в которой я жил, сегодня уже не существует. Я просто ехал навестить мать.
Обычно в последние годы я смотрел на город через окно персонального автомобиля брата. На этот раз шофер оказался в отпуске и я ездил на маршрутках. Сейчас в городе безопасно, в чем заслуга руководства Республики, наладившего работу МВД. Толпы туристов, новостройки. Но это всё меня не очень интересовало. Я заметил два противоречащих, с точки зрения еврейской морали, явления.
Одно - увлечение молодежи религиозностью, все неистово крестятся при виде любой церкви. Очень искренне! Скажете, мода? – Может быть, но впрочем, не думаю. Люди истосковались за 70 советских лет по Б-гу. Второе явление ещё более изумило меня, но уж особенно шокировало мою супругу: грузинки стали ходить в шортах и декорировать обнаженные плечи крестом! Но удивительно даже не это. Удивительно, что никто из мужчин не оборачивался! А вы знаете, грузинские мужчины народ горячий. И это всё при том, что поездки в Россию с целью «проветриться» прекратились... Значит, в обществе произошло абсолютное изменение менталитета. Я человек старый, брюзжать не хочу, но чего-то в этом мире не понимаю.
Однако вернемся к Элиэзеру. Всевышний сотворил чудо и он за сутки покрывает расстояние многих дней пути. И вот второе чудо – он видит девушку, хозяйскую дочь, которая с подругами идёт за водой. Элиэзер замечает, что вода сама поднимается в колодце, желая наполнить её кувшин.
И Элиэзер проводит «экзамен». Он просит дать ему напиться. Как могла прореагировать хозяйская дочь? Чей-то раб просит её напоить себя, при этом здоровенный такой на вид мужчина, в одиночку победивший четырех царей. Вот тебе ведро и вперёд!
У самого руки не отсохнут.
Но мало того, что Ривка поит Элиэзера, она ещё предлагает напоить его верблюдов. А каждый верблюд пьет невероятно много воды,- знаете, в запас на долгое пустынное путешествие. И вот тут случается самое интересное. Вода в колодце перестаёт подниматься и Ривка должна показать неизвестному мужчине свою скромность, трудолюбие и милосердие. Согласитесь, после такого «экзамена» дурные взгляды на невесту исключены, да?
Девушки постарше часто спрашивают меня – как вести себя во время встречи с женихом, с его родителями? И главное – как не упустить то, что тебе предназначено небесами? И я долго не знал, что им посоветовать. Теперь понял. Вести себя с каждым евреем, как Ривка с Элиэзером,- тогда своё не упустишь.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)