Новости

Страницы: 1
RSS
13. Старик
 
Старик

Я слышал: жил старик, он каждый день
Вставал к окну, благословляя Б-га –
За всё: за сон, за утреннюю лень,
За то, что в сердце радость и тревога...

А.Юдасин

Аврам приходит в место, в которое его послал Всевышний. Там начинается голод. В чем дело? Всевышний при помощи испытаний формирует новый тип праведника. Какая разница между Аврамом и Ноахом?
Если ввести образное сравнение, то Ноах уподоблен электрическому прибору, питающемуся от сети. Аврам некоторое время в состоянии питаться «от батарейки». Эта сила, переданная его потомкам-евреям, позволяла им сохранять веру в Б-га даже в страшные времена преследований.
Что же должен был сделать праведный Аврам в голод? Сидеть и ждать «манны небесной», как рекомендует Рамбан? Рамбан считал, что Аврам ошибся, спустившись в Египет в поисках хлеба, и потому потребовалось вмешательство Всевышнего для спасения чести его супруги. Еврейский народ, повторяя его путь, также ищет в Египте хлеб и попадает в рабство. В итоге Всевышнему приходится чудесами спасать честь всех еврейских женщин от похотливых египтян.
Возможно, прав Раши, который считает действия Аврама абсолютно оправданными. Человек должен надеяться на Б-га, но и сам искать выход. Обычно в этом месте меня спрашивают: а что я сам думаю, кто прав - Раши или Рамбан? Отвечаю: «кто я такой, чтобы быть арбитром в их споре?». Настаивают.
– А всё-таки?
– У нас, евреев бывает, что спорят двое и оба правы.
– Так не может быть.
– Через всю Тору проходит спор двух школ еврейских мудрецов: Гилеля и Шамая. Спор  бескомпромиссный и принципиальный.
В периоды мира в нашем народе женщины из дома Гилеля выходили замуж за мужчин из дома Шамая и наоборот. Выходили и счастливо жили, несмотря на различие в воспитании. Потому что знали, что должны слушать мужа. Не как некоторые сегодняшние невесты, которым главное, чтоб жених ходил в шляпе Барсолино. А кто кого будет слушаться – это мы ещё поговорим...
Но все-таки, как насчет правоты?
Жил-был один человек. У него была мечта: спросить Всевышнего, кто всё же прав - Гилель или Шамай? И вот прошло 120 лет. Он очутился перед лицом Создателя   и задал заветный вопрос. «Говорит мой сын Гилель так… Говорит мой сын Шамай так…
А Я слушаю» - ответил ему Всевышний.
Я, изучая Тору, всегда пытаюсь найти такое объяснение, при котором спора на самом деле нет. Поэтому и хочу вспомнить слова песни «Старик», которую я написал на слова Арье Юдасина.
Почему-то мне кажется, что песня эта про Авраама, хотя автор утверждает, что сюжет выдуманный.
О чём говорится в песне? Жил старик, который каждое утро за всё благословлял Б-га. И вот однажды пьяный солдат выстрелил в старика. И тот благословил стрелу, летящую в его окно. И в тот же день Всевышний изменил приказ и прекратились все несчастья.
Супруга спросила: как можно искренне благословлять летящую в твое окно стрелу? Я не нашёлся, что ответить. Учитель сказал: «можно, если ты уверен, что всё от Всевышнего к добру».
Я не знаю кто прав, Раши или Рамбан? Надо ли было идти или оставаться? Но я уверен в одном, что в любом случае Авраам благословлял Всевышнего за всё.
И нынче, в час, когда термометры на земном шаре помешались от жары и народ на народ идёт войной, «настало время вспомнить старика, благословляя всё, что дал Создатель».
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)