Новости

Форум » Новости » Пользователи » vencislav
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1
Природа души
 
Природа души.

Для того чтобы ответить на вопрос – для чего Б-г дал человечеству семь специфичных заповедей- заповедей сынов Ноя, необходимо понять как функционирует человеческая душа.
Человеческая душа имеет два аспекта: Б-жественный и физический (животный). На иврите – Б-жественная душа (нефеш Элоким) и животная душа (нефеш беамим), как разъясняет в Тании1 большой хасидский учитель раби Шнеуэр Зальман из Ляди.
Все человеческие существа имеют Б-жественную искру. Различие между людьми определяется тем, в какой степени данная искра , входя и распространяясь , влияет на психику данного человека. ( В данном случае термин «психика используется нами для обозначения сознательного и неосознанного аспекта человеческой души.)
Если искра полностью попадает в психику2 человека, то она известна, как Б-жественная душа. Так говориться о евреях, что они имеют Б-жественную душу. Со всем уважением к не евреям, но Б-жественная искра только кружит вокруг их психики (не попадая даже на неосознанный уровень). Праведные же не евреи ( те не евреи ,кто выполняет все семь заповедей сыновей Ноя)- это те, кто ощущает присутствие этой Б-жественной искры, воодушевлены ее присутствием и идут по пути Б-га, исполняя все то к чему обязывает Тора. С другой стороны, те не евреи, кто не ощущает присутствия Б-жественной искры, не стал еще праведным не евреем.
Используя язык хасидизма, Б-жественная искра (или душа) еврея считается внутренним светом (ор пними, на иврит прим. ред.) этим показывая, что это непосредственно она чувствует, находясь в тени(«make up» в оригинале на англ.) ее или его психики. Б-жественная искра праведного не еврея (ор макив-ивр.)- на языке хасидизма обозначается, как «ближний окружающий свет» (ор макив каров), имея этим в виду, что Б-жественная искра играет неосознанную роль в персональном развитии человеческого существа.
Даже в этом - третьем случае, когда путем приобретенного человеком жизненного опыта, путем исправления характера человека Б-жественное присутствие организует встречу не еврея с евреем, для передачи (не еврею) всей красоты Торы. При этом отдельные искры «врастают» в «ближайший окружающий свет» и у не еврея возникает желание идти по пути иудаизма. Это возможно благодаря тому, что в каждом не еврее существует данный врожденный потенциал. Что каждый не еврей готов к принятию Б-жественной искры. Мы знаем, что все создания Б-жьи существует постоянно и Б-жественная искра, соответственно, постоянна в своем существовании, но только человеческое существо, рожденное не евреем, может измениться в этой жизни и стать евреем.3
Об этих трех уровнях воздействия Б-жьей искры на человеческое существо намекается в начале Торы:
«Вначале Б-г создал небеса и землю...» 4
В каббале «небеса» - это символ души, а «земля» символизирует тело.
Тора продолжает:
«И земля была хаотична и пуста, и темнота была над лицо бездны, и дух Б-жий парил над лицо воды…»
Первоначальное состояние «земли» (тела вместе с животной душой) описано тремя состояниями: «хаотична», «пустая» и «темная» (в каббале эти три состояния идентифицируются с тремя «нечистыми» оболочками), отправляя нас к первоначальной стадии рождения не еврея, чья Б-жественная искра еще очень далека от его психики. « И дух Б-жий парящий над лицом воды... « - это изречение отправляет нас к стадии праведного не еврея, Б-жественная искра которого кружит рядом с его психикой и уже ощущается им. Мудрецы нас учат тому, что «дух Б-жий» относиться к душе Машиаха. Того, кто будет послан Б-гом для искупления человечества 5. От сюда мы можем сделать вывод, что приход Машиаха зависить и от духовное исправление неевреев из «темноты» в «свет», окуражая человечество превращатся в праведными неевреями.
Следующее изречение в Торе говорит:
«И Б-г сказал: «Да будет свет» и стал свет…»
В этом изречении говориться о сути еврейской души. «Да будет свет» отправляет нас к искре Б-жей, которая находится в неосознанном состоянии психики еврея. «…и стал свет…», описывает уровень проникновения Б-жей искры в сознательную психику6 еврея.

Авраам был первым человеком способным интегрировать Б-жественную искру в свою психику, как важную и неотъемлемую  ее часть (сознательную и неосознанную). Его внутренний свет распространялся и вовне, освещая все вокруг. По словам пророка: «Авраам стал сиять света7 . Это обстоятельство сделало его первым евреем.
Степень  сияния  Б-жественного света в психике оказывает влияние на природу человеческой животной души. Во-первых, необходимо отметить, что  животная душа сама по себе делиться на два отдельных аспекта: интеллектуальный аспект (нефеш, сихлит – ивр.) и на эмоциональный /поведенческий аспект. Животная душа еврея, по внутреннему представлению о Б-жественной душе, должна быть более тонкая, чем у не еврея. Ее интеллектуальная сторона определяет уникальный еврейский характер или образ мышления и принятия решений. Они способны воспринимать абстрактные и сложные концепции. По этой причине евреи более креативные во многих светских и социальных областях. Страсти их эмоциональной стороны обращены к решению вопросов согласно законам Торы.
Физическая душа праведного не еврея подобна еврейской душе в нескольких направлениях. Как следствие - мотивация праведного не еврея представляет смесь добра (альтруизма) и зла (эгоизма)8. Однако состояние сознание не еврея, который еще не стал праведным (т.е. у него еще нет связи с Б-гом через универсальные аспекты Торы), скрывает и блокирует представление об истинно добрых (альтруистичных) мотивациях и они не могут обновлять его душу.
Когда Б-жественная душа еврея раскрывается, то начинает чувствовать непрерывную любовь ко всем Б-жьим созданиям, показывая, что Б-жественная искра есть у каждого (с условием, отмеченным выше и уважением к разнице между человеческим существом и остальными созданиями). Он и она будут любить  все добро во всех, и отвергать все зло, которое скрывает и искажает внутреннюю доброту.
Примечания:
1.Глава 1 и 2
2.Искра сама по себе может быть связана с геометрической точкой, которая безгранична. После того, как она (искра – прим. пер.) попадает в психику и , согласно тому, насколько человек развивает свою приверженность служению Б-жественному, то происходит ее увеличение по линии (одномерная фигура), а затем и в пространстве (двухмерная фигура). Другими словами, становиться все более реальной.
3. Когда не еврей становиться все более воодушевлен искрой Б-жественной духовности, которая кружит вверху, то он или она стремятся полностью слиться с ней, что становиться настоящей мотивацией перехода в иудаизм.
4 Берешит 1:1
5 Ялкут Шимони Берешит, 4 В соответствии со многими еврейскими писаниями относительно прихода Машиаха и, в частности, в соответствии с писанием Маймонида - Машиах будет живым евреем, наследником династии Давида. Он станет царем Израиля, построит Храм и вернет всех евреев обратно на Святую Землю. Он  вдохновит весь мир на веру в Единого Б-га и откроет двери к эре, в которой все человеческие существа будут жить в мире и братстве.
6  Эти две стадии интеграции Б-жественного света намекаются нашими мудрецами двумя способами « Сыны Израиля драгоценны, потому что названы сыновьями Вс-вышнего» и «Сыны Израиля драгоценны, потому что   были приняты драгоценным судом (Торой)» (Пиркей Авот 3:14)
7 Мидраш Шмот Раба 15:26.
8 Посмотри Тания, конец первой части.
По книге «Каббала и медитация народов мира», от Рава Ицхака Гинсбурга.

сайт: inner.org
Страницы: 1