Новости

Страницы: 1
RSS
52. Голос души
 
Голос души
Даруй мне сердце, которое умеет плакать от слёз других!
Даруй мне сердце, в котором голос Твой не утих!
Даруй мне сердце, в котором как птица живёт тишина.
Терпеливое сердце, как эта дорога и эта стена.

А.Юдасин

Когда разговор ведётся о событиях, произошедших тысячи лет тому назад, честный человек всегда скажет: не знаю, меня там не было. Я так думаю, чувствую, хотите принимайте, хотите нет.
Есть одно событие в мировой истории, про которое каждый еврей обязан знать, что он в нём участвовал. Догадались? Я говорю о Дне рождении еврейского народа - Дне даровании Торы.
А если скажете: шутки, глупости, ничего не помню - тогда прислушайтесь к голосу своей души. Душа, она всё помнит! Попытаюсь поговорить с самим собой. Со своей душой.
Как известно, в день дарования Торы Всевышний приподнял гору Синай и сказал: «Берёте Тору - хорошо. Нет - здесь будет ваша могила». Маараль разбирает вопрос: для чего это потребовалось Всевышнему? Выдвигается такая версия. День дарования Торы сравнивается с браком еврейского народа и Всевышнего. Причем Он - жених, а мы - невеста. Приводится ассоциация: по закону мужчина, насиловавший женщину и после этого на ней женившийся, никогда не сможет развестись. И Творец таким странным способом, «принуждением к сожительству», заставил Себя всегда быть с нами. Как бы мы не нагрешили.
Но ведь Всевышний избрал нас до шести дней творения! Кроме того, известно, что у евреев на горе Синай и без того не было свободы выбора - принимать или не принимать Тору? Да и они уже громко согласились, воскликнув: «Будем исполнять и поймём!». Странно. Как, впрочем, всегда и всё в мидрашах.
Маараль предлагает и другое объяснение. Он пишет, что это было сделано для будущих поколений - чтобы они никогда не забывали о горе. Я прежде не читал этого комментария Маараля, но для первой своей книги, «Ангелы в автобусе», голос души продиктовал мне рассказ: «Подвинься брат», который я здесь привожу.

Подвинься, брат
Говорит мидраш: когда Всевышний даровал Свое Учение, он поднял гору над сынами Израиля. Если бы еврейский народ не принял Тору, гора опустилась бы и уничтожила весь мир. Комментаторы по-разному объясняют этот мидраш.
Наиболее распространённое мнение: так как процесс принятия Торы не был добровольным, то Всевышний не может отказаться от Своего народа. Однако у меня возникает вопрос: куда делась гора? И я отчетливо вижу, как какие-то люди в черных шляпах подставили под неё свои плечи. И среди них мой младший брат и так много новых знакомых. Им тяжело. Некогда передохнуть. Людей под горой катастрофически не хватает. А мимо идут прохожие. Одни равнодушно. Другие обезьянничают, строят рожи. Кто-то говорит: «Я освобожусь и приду». Кто-то бросает камень. А, чего они там голову морочат! Просто не хотят работать. Придумали какую-то гору. Да нет никакой горы! «Ты видишь гору?» - спрашивает молодой человек свою полуодетую подругу. «Да какая там гора! Просто хотят выбить американские кредиты». И я вижу, как под тяжестью горы согнулся мой младший брат. И я кричу: «Подвинься, я иду!» Дайте мне место под горой. Я столько лет не замечал её. Как жаль!


Прислушаюсь к нему, голосу своей души, снова. И перенесусь на сорок лет вперед, в грустные времена. Умер Моше. Йешуа бин Нун плачет вместе со всеми евреями. Плачет народ… и забывает 3000 законов. Пытаются вспомнить - безуспешно. Евреи пробуют молиться, просят вернуть потерянное. Ответ небес неутешителен. Сами потеряли, сами и восстанавливайте!
Объявлен конкурс на восстановление законов. Проходит время. Все попытки безуспешны. Тогда Калев бен Ифуне обещает самое большое на свете вознаграждение. Нет, не золото.  Что-то дороже золота. Не будущий мир, Калев им не распоряжается. Главное сокровище - праведная жена (дочь Калева)!
И тогда Кнааз восстанавливает утерянные знания.
Мудрецы задают вопрос - как Калев не боялся, что его дочь попадёт в руки недостойному человеку? И главное, как объяснить, что восстановлением Торы люди обязаны вполне земной причине? Значит «не подмажешь, не поедешь»?! В истории с Давидом прозвучат такие же обвинения в адрес царя Шауля.
Бен Иш хай отвечает: мудрецы не зря возмущаются царем Шаулем. Шауль, предлагая руку своей дочери тому, кто победит силача Гольята (Голиафа), сильно рисковал. Мог найтись недостойный человек - умелый воин. Но восстановить Тору Всевышний  доверил бы только праведнику!
Почему же до объявления вознаграждения не были восстановлены утерянные законы? Есть несколько версий.
1) Кнааз был праведником и не хотел, чтобы люди об этом узнали. Пусть думают, что он ради девушки. Давид с этой же целью перед поединком с Гольятом бегал по лагерю и интересовался «ценой подвига».
2) Тора была дана как будто насильно, с «поднятием горы над головой», поэтому и для восстановления её нужна была материальная причина.
3) Два писателя поспорили. Один был любимец советской власти, второй - диссидент. Он попрекнул любимца, что сам-то он никогда не продавался советской власти. Получил ответ - а Вас пытались купить?
Бен Иш Хай пишет, что Калев специально не дал за дочкой приданого. Молодые нуждались. Дочь Калева попросила мужа обратиться за помощью к отцу. Она сказала: «Ты имеешь заслуги. Ты восстановил Тору, чтобы на мне жениться. Почему отец не даёт нам приданого?» Тут Кнааз проговорился, что восстановление Торы и его женитьба никак не взаимосвязаны. Потом он получил приданое и много лет был главой еврейского народа.
Действительно, если человек приобретает Тору, получив при этом самую большую в мире награду (а до сих пор нет большей награды, чем добродетельная жена, вы уж мне поверьте!), и делает это не потому, что получил подарок (жену), и не потому, что боялся смерти (горы), а потому, что любит Всевышнего - то такая Тора вечна.
Страницы: 1
Читают тему